Казахстан
-12°
Boom metrics
Сегодня:
Общество8 декабря 2021 3:35

Кино, похожее на жизнь

В Алматы прошел закрытый предпоказ художественного фильма «Мама, я живая!»
Главная тема картины - любовь матери.

Главная тема картины - любовь матери.

Это заключительная часть социальной трилогии творческого тандема — Азиза Заирова и Мухамеда Мамырбекова — о непростых судьбах простых героев наших дней. О тех, чья жизнь скована недугами, о тех, кто всегда рядом с ними, о дружбе и предательстве и о том, что же несет в этот мир каждый из нас.

Если две первые части трилогии посвящены подросткам с ограниченными возможностями, то заключительная — всем матерям мира. Смыслов в картине много. Но красной нитью сквозит главная тема — бескорыстная материнская любовь.

Согласно сюжету, Сауле Батыровна работает инспектором по делам несовершеннолетних, и ей небезразличны судьбы детдомовцев и ребят из неблагополучных семей. Когда ее единственной дочери ставят страшный диагноз, Сауле до последнего борется за ее жизнь.

Главную роль сыграла актриса Султанна Шенгел.

— Несмотря на череду драматических событий, показанных в фильме, считаю, что просмотр станет арт-терапией для зрителей, так как происходит очищение сердца от всего наносного и временного. Лента заставляет задуматься о главных ценностях жизни в отличие от фильмов-однодневок, — подчеркнула актриса.

Свое участие в этой картине Султанна считает провидением. Незадолго до начала съемок ей как никогда захотелось сыграть сложную характерную роль. И когда ее пригласили на кастинг, Султанна сразу почувствовала, что сорежиссеры буквально горят идеей фильма. После общения с ними этот творческий огонь «опалил» и актрису.

— В кастинге я принимала участие накануне командировки, поэтому настроение было уже чемоданное. Азиз и Мухамед почувствовали это и стали настраивать, рассказывая о фильме и его идее. В общем, не знаю, как это произошло, но я очень быстро погрузилась в фильм и сыграла на кастинге один из самых сложных эпизодов. И это погружение у меня было с тех пор на протяжении всей картины. Мне казалось, что все слезы я выплакала на съемках и на озвучивании фильма, но сегодня на премьере опять расплакалась. Мы живем в непростое время, когда жизнь непредсказуема и вокруг очень много негатива. И именно поэтому нужно еще больше ценить близких людей, жить настоящим моментом, доверять жизни. Всем мамам я хочу пожелать терпения, сил и стойкости духа.

Для сорежиссерского и сценарного дуэта Заирова и Мамырбекова, которому уже более десяти лет, этот фильм совершенно особый. Для каждого по-своему. Отчасти прототипом главной героини стала мама Мухамеда Мамырбекова, которая усыновила пятерых детей.

— Я был единственным сыном. Когда вырос и покинул дом, мама осталась одна. И сначала удочерила одну девочку, а потом еще несколько детей. Все они выучились и, как говорится, получили путевку в жизнь, чего могло не случиться, если бы остались в детдоме, — делится Мухамед.

Многие эпизоды были взяты из реальной жизни.

Многие эпизоды были взяты из реальной жизни.

О том, что на самом деле значат затертые вроде бы слова «путевка в жизнь», Азиз Заиров тоже знает не понаслышке: сам вырос в детдоме. Его мама умерла, когда он был совсем маленьким, и все, что осталось на память, — чудом сохранившаяся фотография, где мама молодая, красивая и счастливая.

— Я никогда ее не видел. Знаю только, что умерла во время родов. Но я верю — она на небесах наблюдает за мной и радуется, что не опустился на дно, хотя мог...

История жизни Азиза похлеще любого остросюжетного фильма — выживание в детдоме, напоминавшем тюрьму, волчьи законы улицы, бродяжничество, криминал, голод, нищета, озлобленность на весь мир... И если бы не внутренний запас душевной чистоты, поиск себя и не встречи с теми, кто открыл совершенно другую сторону бытия, все в жизни Азиза могло сложиться куда трагичнее.

— Изначально заключительную часть трилогии мы также хотели посвятить матерям, которые отдали свою жизнь детям-инвалидам. Но за многие годы волонтерства (Азиз давно помогает в сборе средств на лечение тяжелобольных детей. — Прим. ред.) я ни разу не видел, чтобы мать отказалась от больного ребенка, хотя нередко врачи предлагают им это. Зато видел и слышал столько историй об их мужестве, что возникла идея расширить рамки фильма и показать, каково это, когда ребенок умирает на глазах.

Не будем пересказывать все повороты и перипетии судеб героев картины. Скажем лишь, что очень многое взято из жизни. Например, как дети, предчувствуя свою кончину, просят мам под разными предлогами ненадолго выйти. Как многие женщины, потеряв своих детей, теряют волю к жизни, считая, что больше не имеют права жить и даже улыбаться...

— Наша главная цель — показать, что, несмотря ни на какие жизненные испытания, важно оставаться человеком, важно оставаться верным своим принципам. И единственное, что может противостоять негативу этого мира, — это свет души, который горит в каждом из нас, — подчеркивает Азиз Заиров.

Между тем съемки фильма дались нелегко всем в съемочной группе. Ковид унес жизнь режиссера монтажа Данила Михайлова, а добрая половина команды переболела «короной». У Мухамеда было нервное перенапряжение, а Азиз приходил на съемочную площадку, несмотря на обострение старых болезней, которые получил, бродяжничая после детдома. Большую часть съемок он провел на обезболивающих препаратах, перенес одну операцию и еще три ему предстоят.

— Мы купили Азизу специальную раскладушку, чтобы он мог лежать, находясь у пульта. На площадке был в основном я, и мы общались по рации. Но иногда Азиз не выдерживал и приходил к нам. И в такие моменты я ему говорил: «Хватит ходить отдыхать. Иди ложись — работай», — смеется Мухамед.

— А я считаю, что съемки дали мне силы, потому что есть к чему стремиться. Потому что еще много планов и проектов, которые нужно воплотить. Мужчина не может жить интересами только своей семьи, это очень мелко, — вступает в разговор Азиз. — Тем более что вокруг столько боли, слез и горя матерей...

Съемки заключительной части трилогии дались нелегко, но команда справилась.

Съемки заключительной части трилогии дались нелегко, но команда справилась.

Именно поэтому все средства, собранные от проката трилогии «Безграничные возможности», режиссеры отдают на благотворительность — лечение тяжелобольных детей и поддержку социальных проектов для ребят с ограниченными возможностями.

— Я прошел тяжелый путь. И поэтому очень хочу, чтобы все детдомовцы нашли свое место в жизни, оставались людьми, не сломились под гнетом испытаний. Два юных героя фильма — Азамат и Ербол — выходцы из детдома, которые выбрали разные жизненные дороги. На самом деле это олицетворение Добра и Зла в каждом из нас. И то, какую версию себя мы выбираем, зависит только от нас самих.

В ближайшее время съемочной группе предстоит защитить фильм перед Государственным Центром поддержки национального кино. Премьера запланирована на следующий год.

КСТАТИ

Ленте «Мама, я живая!» — заключительной части социальной кинотрилогии «Безграничные возможности» — предшествовали драма «Быть или не быть» про парня с диагнозом ДЦП, ищущего себя в этой жизни, снятая в 2015 году, и через два года — картина «Девушка и море», героиня которой с ограниченными возможностями, но мечтает создать семью и стать матерью.

МЕЖДУ ТЕМ

Ежегодно в нашей стране диагноз «рак» ставят примерно 600 детям. По информации Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии, в регионах Казахстана на учете под динамическим наблюдением находятся около 4 тысяч детей. Из них порядка 300 получают поддерживающую терапию.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz