Казахстан
-12°
Boom metrics
Сегодня:
Общество8 декабря 2021 3:40

Уроки беспамятства

Жизнь скульптурных памятников в Таразе непредсказуема и недолговечна: не каждому из них удается пережить своих современников
Галина ВЫБОРНОВА
Скажем, появился этим летом в Таразе монумент в честь погибших от ковида медиков, а в октябре он уже был сокрушен вандалами. Причем, дважды.

Скажем, появился этим летом в Таразе монумент в честь погибших от ковида медиков, а в октябре он уже был сокрушен вандалами. Причем, дважды.

Скажем, появился этим летом в Таразе монумент в честь погибших от ковида медиков, а в октябре он уже был сокрушен вандалами. Причем, дважды.

Скульптурная композиция с надписью «Светя другим — сгораю сам» с медработником в противочумном костюме, как бы присевшим от непомерной усталости, уронив голову в изнеможении, появилась в обустроенном на средства медиков парке «Денсаулык» («Здоровье») в июне этого года. Уроженец Жамбылской области скульптор Бектур Майрин, ныне проживающий в Нур-Султане, без сомнения, вложил в свое творение и умение, и талант, и вряд ли ожидал, что не пройдет и четырех месяцев, как монумент будет атакован вандалами. Неизвестные осквернители пытались оторвать голову скульптуре в прямом и переносном смыслах. В горакимате отреагировали моментально, дыру в скульптуре залатали. Но спустя пару дней варвары наведались снова и порушили статую с еще большим размахом.

-

-

Хулиганов, как водится, не нашли. Изваяние отремонтировали по второму разу. А у большинства горожан в душах остались горький осадок и больные вопросы: кому понадобилось уничтожать прекрасную скульптуру, символизирующую человечность и гуманизм? Откуда вообще берутся в нашем обществе вандалы?

Ведь если проанализировать все, что было разрушено и повержено за последнее время, так длинный список получится!

Камень все стерпит?

Взять хотя бы памятник таразского скульптора Темирхана Колжигита «Джентльмены удачи». Скульптура была изваяна в 2006 году и, установленная на рынке «Шахристан», стала настоящим местом паломничества горожан и туристов. Фотографии с народными любимцами — героями киношедевра Александра Серого — разлетались по всем евразийским просторам, куда разбросала судьба уроженцев Джамбула, ставшего узнаваемым городом на одной шестой части суши благодаря единственной фразе из кинофильма: «А при чем тут Джамбул? — Потому что там тепло, там мой дом, там моя мама...». Эта фраза, выбитая на постаменте скульптурной композиции в несколько измененном варианте: «Хочу в Джамбул, там тепло, там моя мама», породила еще один афоризм в определении Джамбула — Тараза — «город, в котором тепло».

-

-

Казалось, что монумент, способный прямо-таки моделировать память, будет стоять вечно. Но не тут-то было. В 2014 году местные власти закрыли этот частный рынок, после чего встал вопрос о переносе памятника. Но поскольку спор между хозяином рынка и властями растянулся на несколько лет, монумент обречен был стоять за глухим забором в запустении и забвении. Неизвестно, чем завершилась распря между предпринимателем и акиматом, а для памятника она обернулась гибелью: скульптуру в итоге вывезли на базу ТОО «Жасыл ел Тараз» (занимающегося вывозом мусора), где в скором времени от изваяния остались рожки да ножки.

Не удалось прожить «долгую счастливую жизнь» и памятникам Ильичу. В советское время в тогдашнем Джамбуле их было пять или шесть: растиражированный Ленин стоял в центре и на окраинах, и народ всегда нес цветы основателю советского государства. Самого главного Ленина, работы выдающегося советского скульптора Николая Томского, убрали с центральной площади где-то в начале 90-х. Демонтировали тихо, ночью, но не выбросили на свалку. Щадя чувства ветеранов и осознавая художественную значимость скульптуры, подобрали для памятника вполне достойное место — в парке «Женис». Туда же привезли и другого Владимира Ильича неизвестного автора, до этого стоявшего в парке Ленина. И вожди находились там довольно долго. Пережили попытку похищения, но выстояли. А в 2019 году руководивший в то время областью аким Аскар Мырзахметов затеял масштабную перестановку памятников, в связи с чем Бауыржан Момышулы оставил свое место у драмтеатра и переехал в парк «Женис», а Ильичей, не вписавшихся в военную тематику, отправили в почетную ссылку на окраины города. Таким образом, детище Томского прописалось в сахпоселке, к радости местных жителей. А вот у паркового Ленина оказалась незавидная судьба: оказавшись на базе ТОО «Жасыл ел Тараз», он был расколот на куски.

-

-

Но наиболее вопиющим примером отношения к монументалистике можно считать случай с одной из главных достопримечательностей региона — памятником знаменитому акыну Жамбылу Жабаеву (Джамбулу Джабаеву), чьим именем названа область. О, это была целая детективная история, произошедшая в период правления неутомимого Аскара Мырзахметова, имевшего свой взгляд на то, где что и как должно стоять. И в один ненастный день Жамбыл с площади, названной его именем, переехал к областному акимату. А когда на церемонии открытия со статуи был сброшен покров, вскрылся обман. Оказалось, что акына... подменили! На пьедестале стоял поддельный поэт — не очень удачная копия оригинала. А настоящий Жамбыл — работы заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, основателя казахстанской монументалистики Хакимжана Наурызбаева — попросту исчез! Был вывезен в неизвестном направлении. После шума, поднятого городской общественностью, памятник чудесным образом отыскался... на все той же злосчастной базе «Жасыл ел Тараз», превратившейся в кладбище для городских скульптур. И нетрудно догадаться, каков мог быть исход, но возмущение любителей истории родного края, в частности, Историко-краеведческого центра «Обелиск», вылившееся в судебный иск к акимату с требованием вернуть подлинного Жамбыла на его исконное историческое место, сделало свое дело. Истцы хоть и проиграли сражение (судебную тяжбу), но выиграли битву: оригинальный памятник был возвращен. И пусть не на прежнее место, главное, был спасен!

Повернуться к прошлому

— То, что произошло с монументом в честь погибших медиков, меня нисколько не удивляет, — рассуждает член совета Историко-краеведческого центра «Обелиск» Разия Кушакова. — Достаточно посмотреть, что происходит с нашими памятниками вообще, проанализировать отношение к ним со стороны госорганов, в частности, Дирекции по охране памятников Управления культуры облакимата. При таком обилии разрушенных статуй какой вывод можно сделать о ее деятельности? Понятно, что скульптуру врача разбили не госслужащие, а какие-то хулиганы, но что можно ожидать от молодежи, если само государство показывает пример ненадлежащего отношения к памяти прошлого? Кроме тех раскуроченных скульптур, что у всех на слуху, сколько еще изваяний, которые просто исчезли? Где, например, те оригинальные творения, подаренные городу участниками Международного симпозиума скульпторов, проходившего в 90-е годы? Каменные фигуры много лет стояли в сквере Атшабар, а теперь их нет. Так же, как исчез памятник влюбленным, украшавший этот же сквер. Никто не знает, где он. Местные власти ведь не советуются с людьми, прежде чем где-то что-то открыть или установить, делают, как им заблагорассудится, — лишь бы освоить бюджет. Без сожаления отправляют на свалку истории огромные пласты культуры. Да, ставят новые монументы, но ведь и их может постичь та же участь, что и предыдущих, когда сменятся два-три поколения. Потому что небрежным отношением к ушедшей эпохе юношеству подается сигнал: что было в прошлом — уже неважно, надо жить настоящим. А потом мы удивляемся, почему нынешняя молодежь не умеет любить и беречь памятники, почему молодые люди разбивают фонари, ломают скамейки, исписывают стены. Да их просто не научили ни в семье, ни в школе беречь объекты культуры и городской среды. Если в советское время государство привлекало к охране памятников коллективы предприятий и учреждений, общественные организации — и работники своими силами поддерживали их в надлежащем состоянии, благоустраивали окрестную территорию, — то сейчас в нашем городе таких примеров единицы. Поэтому считаю, что если государство сейчас не обратит внимание на воспитание бережного отношения к прошлому и своим примером не проявит такое отношение, то через несколько лет мы недосчитаемся уже новых памятников.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz