Казахстан
-13°
Boom metrics
Сегодня:
Общество10 декабря 2021 3:20

Алматы — будущий цифровой и туристический хаб Шелкового пути

2 декабря в южной столице Казахстана состоялся Almaty Investment Forum 2021, организованный акиматом города Алматы, АО «СПК «Алматы», НПП «Атамекен» и Kazakhstan Growth Forum
Обсуждались вопросы, волнующие не только бизнес, но и всех жителей мегаполиса, численность населения которого в ближайшие годы может достичь 5 млн. человек.

Обсуждались вопросы, волнующие не только бизнес, но и всех жителей мегаполиса, численность населения которого в ближайшие годы может достичь 5 млн. человек.

На форуме выступили руководители казахстанских органов власти, министерств и ведомств, банков, предприятий, IT- и инвестиционных компаний, зарубежные эксперты из различных сфер деятельности.

Обсуждались вопросы, волнующие не только бизнес, но и всех жителей мегаполиса, численность населения которого в ближайшие годы может достичь 5 млн. человек. Например, участники форума узнали о том, в каком направлении будет развиваться Алматы — город, обладающий огромным экономическим потенциалом. В центре внимания была тема Шелкового пути и расположенных на нем мегаполисов, в том числе и Алматы. Не случайно ключевым событием форума стал телемост на тему «Мегагорода Нового Шелкового пути» с участием акима Алматы Бакытжана Сагинтаева, мэров и представителей Бишкека (Кыргызстан), Казани и Санкт-Петербурга (Россия), Самарканда (Узбекистан), Стамбула (Турция) и Шэньчжэня (КНР).

МОСТ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ

На сегодня население Алматы вместе с пригородами уже приблизилось к 3 млн., а к 2030 году, по прогнозам, может достичь 5 млн. человек. Значит, реализация проектов по улучшению экологии, повышению безопасности, развитию социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры потребует огромных финансовых ресурсов. Бюджету города такая нагрузка будет непосильна. Поэтому вопрос о том, как привлечь отечественные и иностранные инвестиции в инфраструктуру Алматы, что можно сделать для повышения заинтересованности инвесторов, с годами не теряет своей актуальности.

И здесь важно, как отметили заместитель акима Алматы Мухит Азирбаев и другие выступавшие, учитывать интерес к южной столице Казахстана со стороны инвесторов как к крупному финансовому и деловому центру, а со стороны путешественников — как краю с богатым культурным наследием и восхитительной природой. Это увеличивает возможности Алматы как цифрового, транспортно-логистического и туристического хаба Шелкового пути.

По словам Мухита Азирбаева, создание благоприятных условий для иностранных инвесторов в приоритете у городских властей. Среди преференций: освобождение от обложения таможенными пошлинами и от налога на добавленную стоимость на импорт, создание единой площадки для инвесторов Almaty Invest, работающей по принципу одного окна. Функционирует Совет по привлечению инвестиций.

По его мнению, поддержкой для инвесторов является и индустриальная зона Алматы. Она предназначена для строительства и обслуживания промышленных производств, а также соответствующей инфраструктуры — автомобильных и железных дорог, логистического и административного центра. Предпочтение отдается инвестиционным проектам, направленным на выпуск технологичной, инновационной продукции, замещение импорта.

Рассказал Мухит Азирбаев и о ряде правительственных пилотных проектов в масштабе Алматинской агломерации, нацеленных на улучшение экологии и других. Среди них — проекты по очистке атмосферного воздуха и общему улучшению экологической ситуации в Алматы, развитию транспортного сообщения. Естественно, без поддержки иностранных инвесторов здесь не обойтись. Взять, к примеру, упомянутый проект развития экологичного для Алматы общественного транспорта — троллейбусов. На нынешнем инвестфоруме представитель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Бахтиер Фазиев как раз представил проект участия банка в очередной программе модернизации муниципального троллейбусного парка «Алматыэлектротранс». Эта компания ежегодно перевозит около 40 млн. пассажиров. То есть на ее долю приходится почти 50% всех пассажироперевозок в южной столице, 10% из них приходится на троллейбусы. При такой нагрузке износ техники очень высок, отсюда и необходимость ее модернизации. По итогам тендера, в котором участвовали порядка 10 крупных компаний-производителей троллейбусов из Чехии, России, Беларуси и Китая, победителем стал китайский производитель, с которым в 2012 году был подписан контракт на поставку 200 троллейбусов Neoplan. С тех пор троллейбусы этой модели стали привычными на улицах Алматы. Помня о «троллейбусном» тендере десятилетней давности, победителем из которого вышла китайская компания, не стоит исключать, что и на этот раз представители Поднебесной постараются не упустить свой шанс и вновь повторить былой успех.

НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ ДРУЖБЫ

Весьма символически выглядело теплое дружеское общение мэров и представителей ряда городов в ходе состоявшегося на инвестфоруме телемоста на тему «Мегагорода Нового Шелкового пути». Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев, рассказывая о том, как администрации городов, расположенных на древнем караванном пути, продолжали сотрудничать и помогать друг другу даже в период пандемии, поделился опытом взаимопомощи и взаимодействия с коллегами, в частности, из Шэньчжэня.

«В прошлом году мы обратились в мэрию Шэньчжэня, чтобы договориться по вопросам взаимодействия с такими крупными высокотехнологичными компаниями, как, например, Tencent, центральный офис которой находится в этом городе. Мы посчитали, что у мэрии этого города есть интересный опыт, которым они могли бы поделиться, — отметил Сагинтаев. — Спасибо нашим коллегам, они нас услышали, поддержали, откликнулись. И вот в середине декабря между Алматы и Шэньчжэнем будет подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве».

По словам акима Алматы, это лишний раз доказывает: страны и народы на Шелковом пути дружбы двигаются навстречу друг другу: «Мы выступаем с инициативой: давайте и дальше дружить, в том числе и через бизнес, проведение торговых и инвестиционных ярмарок между городами. Давайте дружить через привлечение к сотрудничеству талантливой студенческой молодежи, через проведение конкурсов, назовем их «Шелковой лигой талантов».

Сегодня Шэньчжэнь развивает свободную торговлю и приглашает на постоянной основе страны вдоль Шелкового пути, в том числе и Казахстан, к сотрудничеству в области производства зеленой энергии, минеральных ресурсов, промышленных парков и железнодорожного транзита.

— Участвуя в совместном строительстве глобального проекта «Один пояс, один путь», за последние восемь лет город Шэньчжэнь последовательно выполняет стратегический план председателя КНР Си Цзиньпина, — подчеркнул руководитель Шэньчжэньского управления комитета по развитию и реформам Чжэн Тиенцзюнь. — При этом делается акцент на особенности и преимущества нашего города. Мы продолжаем углублять и сотрудничество с Казахстаном, странами Центральной Азии и другими государствами вдоль Шелкового пути в сфере коммуникаций, объектов инфраструктуры, свободной торговли и финансов.

Сейчас в городе сформирована портовая цепочка морского Шелкового пути XXI века. И международные контейнерные маршруты порта Шэньчжэнь протянулись более чем в 300 портов и хабов в 100 странах мира, в том числе и до железнодорожных узлов Алматы. Чжэн Тиенцзюнь также рассказал о том, как медики и ученые города делятся со странами и регионами Шелкового пути опытом контроля и борьбы с коронавирусной инфекцией, помогают ряду городов и стран материалами для профилактики эпидемии. Представитель из Шэньчжэня напомнил, что именно в Казахстане китайский лидер провозгласил глобальную инициативу «Один пояс, один путь». При этом он назвал Алматы «очень важным узлом на Великом Шелковом пути из Древнего Китая в Среднюю Азию».

— У Шэньчжэня и Алматы есть широкая возможность для сотрудничества в области коммуникаций, объектов инфраструктуры, торговли, финансирования, взаимодействия в сфере коммуникаций, создания умных городов, 5G, зеленых городов и развития туризма, — убежден Чжэн Тиенцзюнь. — Ускорить налаживание взаимного сообщения между Шэньчжэнем и Алматы поможет и строительство международного узла в порту Шэньчжэнь, укладка третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта нашего города, обеспечение бесперебойного функционирования крупного железнодорожного грузового канала китайско-европейского экспресса.

Дальнейшее углубление свободной торговли, по его мнению, представляет для обеих стран одну из приоритетных задач. Два города — Шэньчжэнь и Алматы — с общей численностью населения в 20 млн. человек обладают большим потенциалом для ведения импортной и экспортной торговли и трансграничной электронной коммерции.

— Мы должны рассчитывать на воздушные и железнодорожные магистрали для углубления взаимной торговли высококачественными товарами, — подытожил Чжэн Тиенцзюнь. — Мы искренне надеемся, что наши города, как и прежде, будут укреплять сотрудничество в рамках реализации стратегического проекта «Один пояс, один путь», тем самым внося весомый вклад в построение сообщества единой судьбы человечества.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz