Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды10 декабря 2021 3:25

Наш арт-рынок жив или мертв?

Инвестирование в предметы искусства во все времена было весьма надежным способом сохранения капиталов
Дмитрий ТОПОРОВ
А.Тазиев. Южные врата.

А.Тазиев. Южные врата.

Фото: Фото автора.

Правда, чтобы удачно «вложиться», нужно неплохо знать особенности арт-рынка, который по всему миру (и наша страна — не исключение) сейчас переживает не лучшие времена.

— Пандемия губительно повлияла на казахстанский арт-рынок, — утверждает директор галереи «Улар» Юрий Маркович. — Мы сейчас это видим во всех отраслях культуры. Зарождающийся арт-рынок, который еле как выживал еще до пандемии и хоть как-то пытался развиваться, за эти два года получил непоправимый удар. Сейчас многие галереи закрываются. Эти печальные тенденции касаются всего малого и среднего бизнеса в стране. И дело не только в стремительно падающих продажах. Беда в том, что люди поменялись ментально, приоритеты у населения стали совсем иными, чем в доковидные времена. Если бы мы торговали не картинами, а овощами, возможно, нам было бы проще. Но поскольку искусство — это не предмет первой необходимости, то мы вынуждены были приостановить свою деятельность. Конечно, очень хотелось бы остаться в этой сфере, а не идти кроссовками торговать. Это уже было давным-давно, в 90-е годы, когда мы набирались коммерческого опыта в условиях новой экономики.

На сегодняшний день в Казахстане есть несколько десятков художников, чьи имена уже стали своеобразными брэндами. Это Сергей Калмыков, Жанатай Шарденов, Салихитдин Айтбаев. Из более современных — ныне здравствующие Айвар Тазиев, Вячеслав Люй Ко, Алексей Уткин. Цены на их работы весьма стабильны, а если и несколько снизятся, то прагматичные арт-дилеры рекомендуют этим воспользоваться и приобрести в надежде на стабилизацию, которая рано или поздно наступит.

— На большинстве моих коллег и рынке в целом последствия пандемии сказались весьма удручающе, — рассуждает живописец Вячеслав Люй Ко. — Во-первых, изменились все планы у художников. Ведь из-за ограничений были отменены выставки и арт-симпозиумы. Во-вторых, с финансовой точки зрения произошло то же самое, поскольку художники так же, как и все, зависят от общего состояния экономики. Хотя на меня, как это не удивительно, пандемия с ее локдаунами повлияла скорее положительно. Можно было спокойно работать. С финансовой точки зрения, конечно, тяжеловато, но тем не менее есть время успокоиться и подумать о глубоком, высоком и духовном. Сейчас, в общем, ситуация несколько меняется. Увеличилось количество выставок. При этом арт-рынка в Казахстане, по большому счету, нет. Если и были когда-то его зачатки, то они ушли вместе с тем количеством частных галерей, которые когда-то существовали. Его нет, и по всей вероятности, не предвидится. Те разовые продажи или заказы у художников не являются критерием арт-рынка, скорее, случайностью, не более того.

В. Люй Ко. Монплезир.

В. Люй Ко. Монплезир.

Фото: Фото автора.

К сожалению, в Казахстане нет глубоких традиций коллекционирования, как, например, в Европе, США и России. Большинство тех, кто приобретал произведения искусства, — разовые покупатели или так называемые «подарочники», кто захотел осчастливить близкого человека или просто вип-персону эксклюзивным «статусным» предметом. А профессиональных коллекционеров легко по пальцам пересчитать. Может быть, поэтому отягощенный пандемией кризис так ощутимо сказался на тех, кто является необходимой составляющей того, что должно именоваться арт-рынком.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz