Казахстан
-12°
Boom metrics
Сегодня:
Общество15 декабря 2021 3:50

Хороший урок, когда цифровизация впрок?

В связи с пандемией традиционные конкурсы среди учителей приобретают новые акценты и направления
На конкурс было подано более 2500 заявок.

На конкурс было подано более 2500 заявок.

Яркий пример тому — прошедший недавно в Алматы конкурс среди педагогов Digital Ustaz Almaty, призванный популяризировать цифровизацию школьного обучения и выявить лучших digital-учителей.

На конкурс было подано более 2500 заявок. В итоге в суперфинал попали десять человек, которые боролись за главный приз — стажировку в Лондоне. Если первые два места заняли преподаватели с опытом работы в частных и престижных школах Казахстана, то третье место было по праву присуждено молодому преподавателю физики обычной общеобразовательной школы Ерлану Керимбаю.

Ерлан Керимбай.

Ерлан Керимбай.

Ерлану всего 24 года. Родом он из Приозерска. Окончив с отличием школу, поступил в Карагандинский государственный университет на специальность «образовательная физика на трех языках». Во время учебы активно участвовал в студенческой жизни и дебатном клубе. Неоднократно был признан лучшим дебатером среди всех факультетов. Потом Ерлана пригласили в судейский совет областных дебатных турниров, а на 4 курсе позвали преподавать физику в школу на русском и казахском языках.

— Параллельно я прошел необходимые курсы и преподавал робототехнику ребятам, потому что самому интересно это направление. В итоге подготовил три команды семиклассников к турниру «Роболэнд». И все они заняли призовые места и вышли в финал, — делится Ерлан Керимбай. — На данный момент три года как работаю в сфере образования. В прошлом году переехал в Алматы.

— Принимали ли ранее участие в конкурсах среди педагогов? И что побудило на этот раз?

— Нет, это мой первый опыт в подобных мероприятиях, и теперь надеюсь, что не последний (улыбается). Конечно, я знал о главном призе — поездке в Лондон, но даже не рассчитывал попасть в финал. Подавал заявку для того, чтобы научиться чему-то новому, пополнить багаж знаний и набраться практического опыта в новом формате преподавания. Так как формат подразумевал не только конкурс, но и обучение. Это было моим главным стимулом для участия.

— Как проходил конкурс и что бы могли особо отметить?

— Все началось в конце лета. Сначала мы проходили различные обучающие семинары, как подобрать мобильное приложение для урока, как проводить питчинги, интерактивные задания и так далее. То есть, таким образом, независимо от того, в каком регионе мы живем и в какой школе преподаем, все оказывались в одинаковых условиях — у нас было время обучиться. Сам же конкурс состоял из трех этапов. Что меня удивило — экспертное жюри оценивало наши работы, не зная, кому конкретно они принадлежат. Задание первого этапа — создать мультимедийную статью на платформе тильда с использованием различных инфографик, аудио, видео и фотоматериалов. По итогам этого конкурса во второй этап прошло около ста человек. Далее нам предстояло разработать уроки с использованием различных цифровых платформ и сервисов. Причем не просто «напичкать», а оправдать ценность и эффективность их использования. По итогам этого тура определилась тридцатка педагогов, которые прошли в третий этап. Затем нас пригласили в интенсив-лагерь для учителей, проходивший в конце ноября в Алматы в офлайн-формате. Это было самое сложное и интересное на мой взгляд. Занятия начинались, как в школе, с восьми утра. После обеда мы должны были уже сдать задания, затем проходили мастер-классы, дополнительные конкурсы и игры на командообразование. Все оставшееся время занимала подготовка к третьему туру — провести мастер-класс урока и подготовить мотивационную речь.

— Чему научились? Что нового открыли для себя?

— Благодаря конкурсу я убедился, что современная педагогика уходит от традиционного формата «учитель-доска-книга». Понял, что урок может быть интересным, веселым, насыщенным через использование современных цифровых инструментов. И даже игровым, что не влияет отрицательно на качество обучения, а побуждает интерес к учебе. Также в ходе интенсива я многому научился не только у спикеров, но и у коллег-педагогов, так как мы делились личным практическим опытом, и это тоже очень ценно.

— Какие проекты и идеи лично вы представили на конкурсе?

— Тема моего мастер-класса — «All inclusive или как прыгать по заданиям, а не по платформам». Наличие различных образовательных платформ — это хорошо, но есть один минус — урок длится всего 45 минут. Поэтому для экономии времени я предложил использовать только одну платформу. Я загружал на нее видеоматериалы, презентации, фотографии, задания, опросы в игровом формате и т.д. И для полноценной работы не нужны были компьютер, проектор и другое. Учитывая, что сейчас у всех детей смартфоны, данный подход к учебе не потребует дополнительных затрат ни со стороны школьников, ни со стороны педагогов. Плюс все материалы у ребят всегда будут под рукой.

— Каков уровень онлайн-образование в наших школах? После карантина все жалуются, что качество знаний сильно упало. Как можно его поднять?

— Вынужденный и резкий переход с традиционного образования на дистанционное имеет свои плюсы и минусы. И мы только осваиваем данный формат. Действительно, качество знаний детей ощутимо снизилось из-за новизны и непривычности. Большая часть детей, привыкших к обучению в классе, восприняли онлайн-обучение как способ прогулять уроки. Но и традиционный формат теряет актуальность. Теперь нам предстоит вернуть внимание ребят к обучению с помощью мощностей образовательных платформ, набирающих популярность. Учитывая потребность учеников в креативной подаче информации, активизируя возможности онлайн-образования, мы можем повернуть ситуацию в более благоприятное русло.

— Что из конкурса вы сможете применять в своем преподавании? Как отразится победа на вашей работе?

— Я использовал различные платформы для урока и ранее. Например, когда по техническим причинам не работает проектор, а мне нужно показать презентацию, видеоматериал или симуляторы по теме или провести рефлексию не на бумажке, я использовал платформу Nearpod. Благодаря информации из интенсивов и мастер-классов Digital Ustaz Almaty смог разно-образить урок и обменяться опытом с практикующими учителями других школ. Участвуя в конкурсе, почерпнул много новых идей для своих уроков. Проведенные вебинары и мастер-классы наглядно показали мне, что урок можно провести не монотонно, а с огоньком, применяя игры, 3D и виртуальные технологии, викторины, квесты и т.д. Например, на одном из мастер-классов нас разделили на факультеты из вселенной Гарри Поттера. Мы получили письмо из Хогвартса и разделились на команды с помощью распределительной шляпы. Далее на платформе Classcraft нас ждали заранее подготовленные квесты, выполняя их, мы обучались и развивались. Это наглядный пример нового подхода к обучению.

— Каким, на ваш взгляд, будет образование в будущем?

— Образование будущего станет немного иным, чем сейчас. Возможно, функционал учителя претерпит весомые изменения. И из человека, который обучает, он станет тем, кто координирует и направляет обучающего. А сам формат учебы трансформируется в нечто иное. Возможно, нас ждет полное оцифровывание, и мы сможем погрузиться в обучение с помощью технологии дополненной реальности. Таким образом, качество подаваемой информации будет намного нагляднее, а процесс обучения — действительно игровым, что и требуется нашим детям. Также я думаю, что у конкурса есть долгосрочное наследие — все конкурсанты стали носителями передовых знаний, которые впоследствии будут распространять в своих школах, делясь опытом и подавая коллегам личный пример. Таким образом, учителей, охваченных конкурсом, будет еще больше, чем тех, кто подал заявки на участие.

Кстати

Абсолютным победителем конкурса стал учитель истории, заведующий кафедрой гуманитарных наук в Galaxy International School Сагингалий Калиев. Теперь он поедет в Лондон, где получит практику в одной из английских организаций образования. Второе место разделили Ерлан Нұғман и Нұрбек Серікұлы из лицея «Білім-Инновация».

Только цифры

83,3% участников конкурса работают в государственных школах, а не в частных. Больше всего среди конкурсантов оказалось учителей английского языка (30%), меньше всего — преподавателей русского и казахского языков (3%). 38,9% преподают только ученикам средней школы, 36,1% — всем. Меньше оказалось тех, кто обучает только начальные или старшие классы (13,9% и 11,1%). Язык преподавания большинства учителей — русский (41,7%). Затем идут английский (36,1%) и казахский (22,2%).

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz