Казахстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды22 декабря 2021 3:40

Время «волчьей Луны»

В Алматинской области завершилась первая часть съемок казахстанско-венгерского фильма с рабочим названием «Өліара»
Гульнар ТАНКАЕВА
Казахстан и Венгрия вместе снимают фильм о том, что было и что могло бы быть. Фото: Анастасия САМОЙЛОВА

Казахстан и Венгрия вместе снимают фильм о том, что было и что могло бы быть. Фото: Анастасия САМОЙЛОВА

Теперь группе предстоит работа в Будапеште.

Казахстан и Венгрия вместе снимают фильм о том, что было и что могло бы быть.

Было: голод 1930-х годов в Казахстане, насильственная коллективизация, венгерские бойцы-интернационалисты в Красной армии в Туркестанском военном округе.

Могло бы быть: история венгерского солдата по имени Золтан, которого сначала приговорили к расстрелу, а потом отправили в нашу степь «искупать вину» — конфисковывать скот вместе с другими огпушниками (ОГПУ — Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР. — Авт.).

Как мог бы быть реальный прототип у героя другого фильма — казаха Базарбая из афганского кишлака, который в 80 лет возвращается на родину. Когда-то еще мальчишкой его увезли из казахских степей от голода и красного террора (картина 2017 г. «Оралман»).

Рубеж цивилизации

И даже если реальных прототипов не было, то сколько было похожих: с другими именами и биографиями, но с почти идентичными судьбами. Сотни и тысячи казахов, венгров, поляков и других — тех, чьи жизни поломали в начале XX века Первая мировая война и революция.

И даже если реальных прототипов не было, то сколько было похожих: с другими именами и биографиями, но с почти идентичными судьбами.

И даже если реальных прототипов не было, то сколько было похожих: с другими именами и биографиями, но с почти идентичными судьбами.

Именно об этом написали сценарий венгерский режиссер Тамаш Тот и казахстанский писатель и сценарист Нурлан Санжар (напомню, автор «Оралмана»): о том, что было на самом деле и что могло бы быть в 1930-е годы в казахской степи.

— Мне почему-то кажется, что начало XX века — это и есть рубеж человеческой цивилизации, — говорит Тамаш Тот. — Не Вторая мировая война, а Первая мировая война. И путь к Первой мировой. Я люблю историю и давно ею занимаюсь, и больше всего именно этим периодом — на мой взгляд, очень значительным. Когда только зашла речь о возможности съемок совместного казахстанско-венгерского кино, я даже думал — а почему бы не снять фильм о казахской интеллигенции начала XX века? Я же знаю историю Алаш-Орды, знаю, как вырезали цвет казахской нации. А у нас в Венгрии в это же время, в 1919-м, отделили практически две трети страны. То есть это был критический момент, колоссальные изменения, перелом в истории наших народов, о котором нужно снимать кино, но пока и у нас, и у вас таких фильмов мало. И я понимаю, почему: это настолько тонкая, настолько сложная и настолько... все еще актуальная и близкая, даже по времени, тема, что пока она «не дается».

Тогда вспомнилась другая казахская тема, о которой будущий режиссер думал еще со времен учебы во ВГИКе. 19-летний венгр случайно попал в знаменитую «казахскую группу»: это была вторая половина 1980-х годов. Пройдет не так много лет, и его сокурсников назовут «новой волной» казахстанского кинематографа. Их мастером был недавно ушедший Сергей Соловьев, стремление к экспериментам и даже некоторое вольнодумство поощрялись — наверное, поэтому студенты одного из самых прогрессивных вузов СССР не боялись говорить даже на самые «непопулярные» темы. Однажды Ардак Амиркулов и Абай Карпыков расскажут своему венгерскому однокурснику о голодоморе в Казахстане.

Сын политика (отец Тамаша Тота был атташе по культуре в Посольстве Венгрии в СССР) уже тогда понял значение того, о чем услышал.

— Венгрия тоже пострадала от авторитарного режима, — рассказывает Тамаш Тот, — поэтому я знал, что это такое. И, конечно, я слышал об украинском голодоморе, о голоде в России — катастрофа произошла во всем Советском Союзе. Но я почти ничего не знал о Средней Азии и о тех колоссальных потерях, которые пережил казахский народ.

Сегодня в своем новом фильме Тамаш Тот рассказывает о причинах этих потерь. В маленький казахский аул врываются уполномоченные ОГПУ — собирать, а на самом деле — отбирать продовольствие. Вместе с ними появляется венгр Золтан: он должен фотографировать происходящее — триумф политики советской власти в казахских степях. Но несколько дней в ауле заставляют Золтана задуматься о целях и методах этой самой власти...

Не только о фактах

В книгах и сценариях, написанных Нурланом Санжаром (в том числе и в соавторстве), есть одна особенность: они не только про исторические факты, но и, прежде всего, про отношение. Так, даже рассказывая о таком далеком от нас историческом периоде, как время хана Джучи, он заставляет нас восхищаться матерью Чингисхана Оэлун, которая собирала сирот по степи.

В сценарии «Өліара» они с Тамашем Тотом заставляют нас ненавидеть красный террор.

— Наш фильм — он об отношении к террору, — говорит режиссер. — Просто раскрою еще одну деталь: очень большой акцент делается на мысли и действия отрицательного героя. Что он думает о своих поступках? Например, о том, что он расстреливает людей? Как ведет себя такой человек? Мне было интересно скупыми штрихами, лаконично, в двух-трех кинопредложениях рассказать о том, как относится к террору староста аула; как — казахский комиссар-огпушник; и как — молодой интернационалист-венгр, у которого, оказывается, есть еще совсем другие стремления, другие заботы... Он хочет домой.

«Скупыми штрихами и лаконично» — потому что фильм с рабочим названием"Өліара" не будет большим «эпическим полотном». По словам Тамаша Тота, это кинобаллада, скорее не роман, а новелла, где реализм и поэзия, и чуть-чуть то ли мистики, то ли древних степных поверий. Об этом и рабочее название фильма: «өліара» — так кочевники называют три декабрьские ночи абсолютного безлунья, когда исчезают небесные ориентиры и человек в степи не знает, куда ему идти. Время «волчьей Луны», время испытаний и поисков — и понятно, что в фильме это будут поиски истины... героями картины и зрителями.

Фильм снимается при содействии Государственного центра поддержки национального кино. В ролях: Петер Барнай, Алдабек Шалбаев, Ержан Нурымбет и другие.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz