Казахстан
-13°
Boom metrics
Сегодня:
Общество5 января 2022 3:10

Рождественские приметы: верить или нет?

Вслед за Новым годом приходит светлый праздник Рождества
Евгения МОРОЗОВА
Каждый человек многое ставит на бой курантов, говоря себе: с нового года все будет лучше, по-другому.

Каждый человек многое ставит на бой курантов, говоря себе: с нового года все будет лучше, по-другому.

Каждый человек многое ставит на бой курантов, говоря себе: с нового года все будет лучше, по-другому. И начинает искать вокруг себя добрые знаки перемен, какие-то особые приметы. Признаться, я и сама из таких.

Приметы бывают самые разные. Касаются они погоды, здоровья, денег, удачи и даже дней недели. Так, Рождество в понедельник сулит богатый урожай, вторник — счастливые браки, среду — удачу для рыболовов и охотников, четверг — замужество, пятницу — длинную зиму, субботу — дождливую весну, а в воскресенье — успехи в новых начинаниях. У всех народов до сих пор сохранились (и появляются новые) поверия, традиции и даже своеобразные ритуалы встречи счастливого нового года. Например, написать на листке бумаги заветное желание, сжечь его, пока часы 12 бьют, высыпать пепел в бокал с шампанским и выпить. Если успели, то считается, что желание сбудется.

Но нужно ли верить в приметы и следовать каким бы то ни было бытовым, выдуманным ритуалам? Насколько серьезно можно относиться к рождественским приметам? Свое мнение высказал иеромонах Иаков (Воронцов) (на фото).

Иеромонах Иаков (Воронцов).

Иеромонах Иаков (Воронцов).

На мои вопросы священник напомнил, что апостол Павел советует христианину все испытывать, но держаться лучшего.

— Он пишет: «Мне все позволено, но не все мне полезно». Приметы следует отнести к разряду суеверий. У христианина есть учение церкви, которое раскрывает целостную картину мира. Дает Евангельское мировоззрение, где все ясно и понятно. И необходимости в приметах уже нет. Хотя, если кто-то верит в эти приметы, то это личное дело. Я не думаю, что оно могло бы оттолкнуть человека от Бога, от церкви. Если вера в приметы не будет этапом или шагом, очередной ступенью к оккультизму, к магии, колдовству. Вот от этого надо воздерживаться. Это вещи, которые отталкивают человека от христианства и лишают его возможности быть членом церкви, — считает иеромонах Иаков.

Приметы следует отнести к разряду суеверий.

Приметы следует отнести к разряду суеверий.

— В чем разница между таинством, обрядом и ритуалом?

— В практике церкви исторически сложилось так, что существует семь таинств. Таинство — это такая служба, такая молитва, особые действия, в которых человеку подается благодать Божия. Она укрепляет человека, его природу и меняет его. Есть таинство крещения, миропомазания. Таинство покаяния, когда человек кается в своих грехах, получая полное очищение и прощение своих грехов. Таинство причащения, когда человек соединяется с Иисусом Христом, и уже не сам живет, как апостол Павел писал: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Таинство брака, которое меняет всю жизнь человека. Отныне человек перед Богом не один — он един со своим супругом или супругой. Таинство священства — не каждый человек может совершать церковную службу, а специально поставленные дьяконы, священники, епископы. Это семь таинств, которые существуют в церкви.

Что касается обряда, то это внешняя сторона. То, что произносят, поют — все внешние действия. Например, возложение рук, пострижение волос и так далее. Ритуал является частным проявлением обряда. Само таинство — оно состоит из обрядов и ритуалов, из внешних действий.

Что касается обряда, то это внешняя сторона.

Что касается обряда, то это внешняя сторона.

Дело в том, что человеку всегда нужны внешние действия. Когда мы встречаем близкого человека, то подаем ему руку. Хотя сейчас, в условиях пандемии, нам советуют этого не делать, тем не менее, человеческая природа требует от нас проявления тепла. Мы либо подаем руку, либо целуемся. Это тоже своего рода обряд. Когда мы садимся за стол со всей семьей, — даже если это неверующая семья, которая не читает молитв, — мы говорим: «Приятного аппетита!». И это тоже обряд. То, что внутри человека, то, что касается его души, его скрытых качеств — они проявляются через обряд. Даже в бытовых вещах. И тем более такие вещи, как таинство, когда сам Бог соединяется с человеком, восстанавливает нашу греховную природу, очищает ее, тоже сопровождаются ритуалами, состоят из внешних ритуалов.

— Может ли считаться магией визуализация и аффирмация?

— Я думаю, нет. Ведь магия — это особый тип мировоззрения, когда с помощью определенных ритуалов, заговоров, действий человек пытается управлять окружающим миром. Это часть языческого мировоззрения. Что же касается аффирмации, визуализации, то их, скорее, надо отнести, во-первых, к научным явлениям, а во-вторых — к фокусам, наверно. Поэтому считать эти явления магией нельзя.

Ведь магия — это особый тип мировоззрения, когда с помощью определенных ритуалов, заговоров, действий человек пытается управлять окружающим миром.

Ведь магия — это особый тип мировоззрения, когда с помощью определенных ритуалов, заговоров, действий человек пытается управлять окружающим миром.

Поговорили мы и о приметах. В интернете их превеликое множество! Особенно того, что касается главных интересов человека, — погоды, здоровья, денег и удачи. Нужно ли относиться к ним всерьез? Иаков Воронцов назвал их не имеющей практического смысла частью фольклора, народной культуры, глубоко связанной со славянским язычеством, от которого наши предки более тысячелетия назад отказались.

— Я считаю эти приметы безобидной и бессмысленной забавой, — сказал он. — И все же я думаю, что добрые приметы как развлечение поднимают человеку настроение. Особенно перед такими долгожданными праздниками, как Новый год и Рождество Христово. Главное — не превращать их в культ.