Звезды

Игра в асыки: от Чингисхана до наших дней…

Если бы меня спросили, с чем я ассоциирую свое раннее детство, которое, как и у большинства алматинских мальчишек 80-х проходило на улице...
Асык имеет разные поверхности, одна из которых - с ямкой, другая - выпуклая, третья - гладкая, а четвертая - с маленьким острым рожком.

Асык имеет разные поверхности, одна из которых - с ямкой, другая - выпуклая, третья - гладкая, а четвертая - с маленьким острым рожком.

Я бы, не задумываясь, ответил с асыками, которые занимали у меня почетное второе место после книг.

Свободного времени у нас тогда было «кот наплакал» - намного меньше, чем у современных пацанов. И само собой, время между школой, занятиями спортом и кружками в Доме пионеров мы проводили, не уткнувшись в смартфоны или компьютеры, как сейчас, а с друзьями на улице. В том числе - играя в асыки. И если бы вы знали, каким богатством была для любого алматинского мальчишки конца 80-х коллекция отполированных бараньих мослов. Сравниться с ней по значимости могли лишь только появившиеся немного позже пачки вкладышей от жевательных резинок и календарики с изображениями Брюса Ли, Ван Дамма, Чака Норриса и других звезд кинобоевиков.

Едва сходил последний весенний снег, сотни тысяч казахстанских мальчишек всех национальностей открывали «сезон» своей любимой игры. В то время игра в асыки была популярна практически по всему Казахстану, не важно - в аулах или городах. И судя по историческим данным, ее правила за многие века своего существования не изменились. Расчерчивается круг, в центре ставится ряд асыков, которые следует выбить из него главным асыком, именуемым «сака». Сака - это особый асык крупного размера, который не переходит из рук в руки и принадлежит только своему хозяину. Для увеличения тяжести сака часто заливался свинцом или обматывался проволокой. А в старинные времена у ханских и султанских детей сака нередко заливался и золотом.

Но, как выяснилось, это детское воспоминание может иметь и серьезную историческую подоплеку. «Игра в асыки» стала темой очередной беседы «Комсомолки» с писателем, профессором Казахской академии спорта и туризма Жумажаном Байжуминым, в которой на этот раз исследователь древнетюркской истории рассказал о корнях этой игры, ее реальном возрасте и роли в жизни древних народов.

Жумажан Байжумин.

Жумажан Байжумин.

- Жумажан Габдушакирович, а когда и в каких исторических источниках игра в асыки упоминается впервые?

- Сложно сказать, когда именно впервые, но, например, в «Сокровенном сказании монголов», написанном в 1240 году, уже был описан эпизод, когда 11-летний Темуджин (будущий Чингиcхан) обменялся асыками с Джамукой. Как сообщалось в этой средневековой летописи, «...тогда Джамука подарил Темуджину альчик, который ставят в круг. Темуджин подарил Джамуке альчик, который мечут. Так они, играя в альчики на льду Онона, стали побратимами». Я думаю, это наглядно свидетельствует о древности этой игры и неизменности ее правил с давних времен. Еще один пример. Отличительной чертой детских курганов IV-III тыс. до н.э. скотоводческих племен археологи называют наличие в них бараньих бабок асыков (альчиков). И это неудивительно: игра в асыки считается традиционным детским развлечением кочевых народов, насчитывающим многотысячелетнюю историю. И даже сегодня одна из самых любимых игр древних кочевников популярна в Центральной Азии, хотя и утратила свой прежний массовый характер.

- Асыки с самого начала были просто игрой или имели иное предназначение?

- Как известно, асык имеет разные поверхности, одна из которых - с ямкой, другая - выпуклая, третья - гладкая, а четвертая - с маленьким острым рожком. Древние мистики, отрицавшие любую случайность, видели в сочетании позиций упавшего асыка прямые указания божественного провидения, которые необходимо было лишь правильно истолковать. По всей вероятности, еще во времена палеолита особое место в мистических ритуалах заняла небольшая косточка овцы, которую как только не именовали: и астрагалом, и бабкой, и таранной, надпяточной или надкопытной. Тюрки называли ее асыком (каз. асық - «косточка», карач.балкар. - ашык, турец. - ажик, узб. - ошик) или альчиком (тюрк. алчық - «игральная кость»). Таким образом, первым назначением этой косточки стало ее использование именно в мистических ритуалах - разного рода гаданиях и предсказаниях. Уже позднее с этой же целью астрагалы (асыки) жертвенных животных использовали жрецы Древнего Египта, маги Вавилона и оракулы Эллады.

По данным одних исследователей, свое сегодняшнее обличье - шестигранники из кости с точечными метками - игральные кости получили лишь в новое время - первыми их начали изготавливать византийцы, у которых их переняли арабы и европейские крестоносцы. Однако это противоречит представлениям других историков и данным современной археологии. Согласно им, кости кубической формы с метками были обнаружены еще в египетских гробницах, у древних шумеров, китайцев, индийцев и некоторых других народов. Этруски, к примеру, не только играли в кости, но и гадали с их помощью. В римском обществе коневоды-этруски, с приходом которых на

Апеннинах возникла железная металлургия, считались непревзойденными мастерами гадания. По мнению большинства ученых, они и создали культуру Древнего Рима, придя на Апеннинский полуостров из Великой степи как типичное родоплеменное объединение кочевников Турана. Поэтому одним из небесных покровителей этрусков был степной бог Гайтосир, он же греческий Апполон - не только бог Солнца и покровитель пастухов, но и бог предсказаний.

Важным историческим свидетельством сказанного могут служить «Этрусские исследования» британского исследователя Исаака Тейлора, в которых он убедительно доказал, что написанные на костях этрусские названия первых шести чисел полностью соответствуют шести первым числам туранских языков.

Известно и о гадании с помощью асыков в военных целях, практиковавшемся у многих поколений степных туранцев. При этом асык бросается на войсковой барабан племенным вождем, одновременно являвшимся шаманом племени и его военачальником. В зависимости от того, какой стороной упадет кость, можно было предсказать исход предстоящей битвы: одно положение - победа, другое - поражение, третье - выгодный мир, четвертое - мир в пользу врага и очень редкое пятое (вертикальное, или таган) - попадание в рабство к врагу. Со временем гадальные кости превратились в игральные, а сама игра в кости - в одну из наиболее распространенных азартных игр древности.

- Получается, игра в кости, которую можно увидеть в современных казино, это более поздняя вариация древней игры в асыки?

- Уже в эпоху бронзы и раннего железного века эта игра стала популярной на большей части евразийского континента, а самая древняя игральная кость в форме трехсторонней пирамиды была обнаружена в шумерской гробнице III тыс. до н.э. В Египте в кости играли уже в IV тыс. до н.э., в Китае эта игра была известна в конце III тыс. до н.э. А в Древней Греции игра в кости появилась не позднее конца II тыс. до н.э., поскольку, судя по трагедии Софокла «Паламед», в нее уже играл одноименный герой Троянской войны. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» история борьбы родственных царских фамилий Пандавов и Кауравов, в символической форме отражающей еще более древний ведический миф о борьбе богов космоса с демонами-асурами нижнего мира, начинается именно с игры в кости. Старший из братьев Пандавов, ослепленный азартом, проигрывает Кауравам свое царство, своих братьев, жену Драупади и даже самого себя, из-за чего впоследствии начинается «Великая битва народов». Играли герои эпоса с помощью обточенных орехов, заменявших им натуральные кости.

Однако в более древнем ведическом гимне «Ригведа» игра велась еще обычными асыками. «Не играй в кости, а паши борозду! Смотри за скотом своим и за женой своей, презренный игрок!» - именно так там говорилось насчет этой игры. В середине I тыс. до н.э. у эллинов игра в кости была сосредоточена в специальных игорных домах, аналогичных современным казино. Причем игра не просто приняла массовый характер - люди проигрывали все свое имущество, родных и самих себя, после чего, теряя свободу, становились рабами. Ущерб обществу и государству был столь велик, что в Древнем Риме в III в. до н.э. пришлось даже ввести закон против азартных игр, известный как «Lex aleatoria» («Закон об игре в кости»).

И, конечно же, игра в асыки, как и любые другие игры и военно-спортивные состязания, сохранившиеся у тюркских народов до сих пор, стала культурным порождением военизированной среды скотоводов Турана. А дальнейшее распространение игры в кости, как и гадание с помощью асыков, шло параллельно с движением кочевых скотоводческих племен степного Турана на другие земли континента, и именно с территории современного Казахстана. Например, российский исследователь Дмитрий Кислов свидетельствует: «Наибольшая частота встречаемости астрагалов в погребениях выпадает на территорию Центральной Азии, где проживали скотоводческие тюркоязычные племена, у которых астрагал был символом скотоводства». А ведь если говорить о роли, которую играли овцы в хозяйстве кочевых казахов, то еще видный русский этнограф Алексей Левшин, которого называли «Геродотом казахских степей», отмечал: «Стада овец изумляют здесь многочисленностью. Едва ли есть где-нибудь в мире такая страна, в которой было бы видно их более... Жаль, что мы не можем определить, сколько овец имеют все казачьи (казахские. Ред.) орды. Известно только то, что редкий из богачей точно знает число овец в своих стадах».

Кстати

В рамках 12-й сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, которая прошла 4-9 декабря 2017 года в городе Чеджу в Корее, игра в асыки вошла в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. А в 1999 году в Алматы возле музея Олимпийской славы асыку посвятили памятник.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz