Казахстан
+19°
Boom metrics
Общество18 мая 2022 5:03

Казахстанцы оказались недовольны условиями льготного автокредитования

Соискатели рассказывают, что банки и автодилеры предъявляют дополнительные требования
Владимир Никитин
Казахстанцы не очень довольны условиями получения льготного автокредита

Казахстанцы не очень довольны условиями получения льготного автокредита

Фото: из открытых источников

Многие казахстанцы жалуются на условия возобновленной программы льготного автокредитования. Они говорят, что дополнительные требования, которые якобы предъявляют автодилеры и банки, затрудняют возможность воспользоваться льготными условиями автокредитования. Они считают, что из-за этих проблем была утеряна суть этих условий. В деталях разобрался портал Bizmedia.kz — новости бизнеса.

Алматинец Марат Асылбеков (фамилия и имя изменены по просьбе героя) почти полгода ищет для себя автомобиль. После того как в начале года чиновники заявили о перезапуске льготного автокредитования, мужчина решил воспользоваться возможностью. Однако он стал ждать старта программы и в конце апреля побывал в некоторых автосалонах города. По результатам объезда Асылбеков выявил любопытные подробности, «о которых чиновники не говорят, дабы не испортить «сказочные» условия программы», пишет «Тенгри».

«Первым делом берешь в автосалоне прайс-лист, куда они ставят печать и дату обращения. С этой бумагой идешь к менеджеру банка и подаешь заявку, а после — ждешь решения. Так вот, указанная в заявке машина уже должна находиться в автосалоне. Но на таких автомобилях уже установлено дополнительное оборудование, которое нельзя снять и продавать машину без них. Их стоимость начинается от 700 тысяч и доходит до порядка двух миллионов тенге.

Пустых авто без «допиков» нет, или специально говорят, что нет, чтобы автосалоны могли заработать на этих аксессуарах. Вот такую замануху они устроили. То есть это те расходы, на которые покупатель не рассчитывал», — отметил Асылбеков.

По его словам, далее будущих участников льготного кредитования ждет еще один неприятный сюрприз, связанный с дополнительными расходами. Алматинец отметил, что для получения автокредита в банке необходимо будет оплатить страхование КАСКО, причем на весь период займа. И стоит такой вид добровольно-принудительного страхования как минимум 200 тысяч тенге в год.

«И если ты берешь кредит на семь лет, то нужно будет сразу оплатить КАСКО на весь период. А это, на минуточку, свыше 1,4 миллиона тенге. Получается, что смысл льготных условий этого автокредитования теряется. Потому что, к примеру, человек берет машину без первоначального взноса за 10 миллионов тенге. Переплата под четыре процента годовых на семь лет выйдет около 1,5 миллиона тенге. Добавляем к этой сумме порядка двух миллионов тенге, которые уйдут на дополнительные опции, и как минимум 1,4 миллиона тенге за КАСКО.

В итоге переплата за новую машину стоимостью в 10 миллионов составит порядка пяти миллионов тенге. А это уже не четыре процента годовых, а целых 12 процентов. И в каком месте это льготное автокредитование, непонятно. Смысл слов теряется», — добавил он.

Асылбеков рассказал, что в одном из автосалонов выбрал автомобиль, которого нет в наличии. По его словам, менеджеры предложили ожидать заказ от трех до девяти месяцев.

«То есть машин в автосалонах нет, их нужно ждать. Поэтому народ немного раздраженный из-за этого. Льготное автокредитование стартовало в понедельник, но уже получилось провальным. Кто в этом виноват? Чиновники говорят, что программа рассчитана на 30 лет и благодаря ей рынок автомобилей страны насытится. Но я не думаю, что в этом году рынок насытится, так как машин не так много производится», — подытожил он.

Другой алматинец Вячеслав Ильин в феврале этого года прибрел авто за свои деньги. Купил он по программе Trade-in, обменяв старую машину на новую. Причем предыдущую он сдал в автосалон, а последняя обошлась ему в 10 миллионов 300 тысяч тенге. Однако ему пришлось доплатить еще 300 тысяч тенге за дополнительное оборудование, которое уже было установлено на новом автомобиле. Это автосигнализация с автозаводом и GPS-наблюдением, тонировка, ветровики, резиновые напольные ковры для пассажиров и на багажнике, защита картера и защитная сетка на решетку.

«В принципе, эти «допики» я и сам планировал установить. Да, возможно, на рынке это мне обошлось бы в чуть меньшую сумму. Но тогда у меня сгорит гарантия от автосалона. К примеру, так происходит, когда устанавливаешь сигнализацию в другом месте. Потому что это электроника, и если какой-то посторонний специалист туда залезет, то может повредить и компьютер на автомобиле будет показывать ошибку. Потом ты не сможешь предъявить автосалону. Поэтому гарантию на авто желательно сохранять», — подчеркнул 35-летний мужчина.

Он отметил, что чуть ранее, в декабре прошлого года, также приобретал автомобиль, но уже для жены. Тогда они тоже купили авто с дополнительными аксессуарами, которые им в любом случае хотелось установить.

«Недавно мне один знакомый рассказал, что покупал машину в другом автосалоне и там тоже были «допики». Но он заплатил менеджеру 50 тысяч тенге, и ему убрали это дополнительное оборудование.

А в моем случае я сдал машину и ждал месяц или полтора, пока прибыла моя машина. Точнее, я бы ждал еще больше. Просто один из клиентов отказался от своего заказа, и его автомобиль предложили мне. На нем по желанию того клиента были установлены некоторые аксессуары, с которыми я и приобрел. Просто автосалоны по программе Trade-in быстрее выдают, потому что выкупают у нас машину и как бы становятся должниками перед нами и стараются побыстрее обеспечить нас автомобилем», — добавил Ильин.

Между тем автомобильный эксперт Алексей Алексеев заявил, что автосалоны имеют право не продавать машины без дополнительных опций.

«Автомобиль является товаром, и у него есть продавец, который выставляет условия продажи. А покупатель выбирает, согласиться ему на эти условия или поискать другой товар и другого продавца. Поэтому законно или нет заставлять покупать машину с дополнительными начинками? Я думаю, что с точки зрения продавца это законно.

Но в любом случае покупатель имеет право настаивать, чтобы ему продали автомобиль без «допов». Чаще всего при этом придется подождать, иногда до полугода. Если покупатель готов на такие условия, то автомобиль он получит по цене прайс-листа, который будет действовать уже к этому моменту. Небольшой, но важный нюанс: за время ожидания конечная цена может вырасти. А так как договор заключается только на предоплату и конечная стоимость не фиксируется, покупателя может ждать неприятный сюрприз», — сказал он.

Также специалист пояснил, на какие хитрости могут пойти автосалоны, стремясь продать машину с дополнительными аксессуарами.

«Продавцы просто говорят, что машин без «допов» нет. Надо понимать, что вопрос с «допами» возник не так давно — а точнее, с началом пандемии. До этого их ставили преимущественно на выбор покупателя. Остро об этом заговорили только в 2021 году, когда грянул дефицит полупроводников. В условиях дефицита дилерам и ухищряться не надо: машин попросту нет. То есть продавцы теряют прибыль. Чтобы как-то восполнить это, они и начали снабжать автомобили дополнительными опциями/аксессуарами.

Летом я видел забавное, на мой взгляд, явление: в одном автосалоне в качестве дополнительного оборудования предлагали велосипед и электросамокат. К моему удивлению, эти аксессуары быстро закончились. Оказывается, покупатели охотно их брали — в качестве подарка себе самому или семье. Ради справедливости надо сказать, что обычно продавцы машин все-таки предлагают полезные опции: коврики, сигнализацию, дополнительный багажник и так далее. Пожаловаться можно лишь на завышенные цены, и то не всегда», — отметил Алексеев.

В Комитете по защите прав потребителей объяснили, что делать в случае попытки автосалона реализовать авто с дополнительной начинкой.

«Если на официальном сайте автосалона в прайс-листах или в брошюрах содержатся все существенные условия договора, в том числе указывается официальная стоимость автомобиля, то потребитель вправе купить его по той цене и в той комплектации, которая указана в описании. При продаже товара по образцу или описанию потребитель имеет право на получение этого товара, который соответствует образцу или описанию. И продавец обязан передать потребителю такой товар. К условиям, нарушающим или ущемляющим права потребителей, относятся обязанности по дополнительно возмездным товарам.

По закону запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Также запрещается навязывать приобретение товаров в качестве условия исполнения гарантийного обязательства. Исключение бывает, если дополнительные товары предусмотрены требованиями изготовителя. В этом случае условие обязательного приобретения дополнительных товаров является законным», — пояснили специалисты ведомства.

Они также добавили, что клиенты могут требовать от автосалона вернуть деньги за авто, которое было продано с обязательным приобретением дополнительных аксессуаров.

«Если в результате применения условий договора, нарушающих или ущемляющих права потребителя, ему нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме. Потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему продавцом в связи с использованием последним преимуществ своего положения.

Следует отметить, что заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама, а также реализация товара с принудительным ассортиментом являются действиями, относящимися к недобросовестной конкуренции. Совершение таких неправомерных деяний влечет ответственность», — подчеркнули в комитете.

В ведомстве отметили, что пострадавшие от недобросовестных автосалонов клиенты могут обратиться к ним, а также в суд для защиты нарушенных прав и законных интересов.

Как стать участником программы льготного автокредитования?

Вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева рассказала, как стать участником программы льготного автокредитования.

«Сначала потребитель приходит в автосалон выбрать авто. Когда он выбрал, в любом автосалоне, если есть авто, он может сразу забрать, попросить счет на оплату и пойти в банк второго уровня, подать заявку. Если в наличии авто нет, то тогда записывают в электронную очередь по всей стране, она прозрачная. Когда приходит авто, ему дают счет на оплату, он пойдет в БВУ и подает заявку на льготное автокредитование», — рассказала Макашева.

Она отметила, что в случае отказа в одном банке у казахстанцев есть возможность подать заявку в другой банк.

«Если подал заявку и ему не одобрили по каким-то причинам. Потому что у каждого банка есть правила и процедуры, по которым они оценивают платежеспособность клиента. Если клиенту не одобрили, то он не может участвовать в программе льготного автокредитования.

В программе участвует несколько банков, можно подать заявку в несколько банков. Если в одном не одобрили, он может попробовать в другом. Есть понятие зарплатных проектов», — добавила она.

По словам Макашевой, автомобилей в рамках льготного автокредитования в салонах будет достаточно.

«Ежемесячное производство — больше, чем семь тысяч авто. Наши производители говорят, что рост составит более 20 процентов по отношению к прошлому году. Ожидается, что производители произведут более 100 тысяч авто», — заключила она.

Что нужно сделать, чтобы встать в очередь на льготное автокредитование в Казахстане:

Обратиться в автосалон и выбрать автомобиль отечественной сборки.

В автосалоне заёмщик должен получить счёт на оплату с обязательным указанием VIN-кода. Срок действия счёта не более 5 банковских дней.

Покупатель идёт в банк со счётом на оплату с указанием VIN-кода.

С момента принятия заявки банк ставит покупателя в электронную очередь.

Банк оценит платёжеспособность и кредитную историю заёмщика и при положительном решении выдаст одобрение на кредитование и гарантийное письмо сроком действия не более 5 банковских дней.

После получения гарантийного письма покупатель должен обратиться в дилерский автоцентр для оформления автомобиля.

Если покупатель не оформил договор банковского займа в срок не позднее 10 банковских дней с момента получения гарантийного письма, он исключается из очереди.

Какие машины можно взять в автокредит?

Hyundai

Южнокорейская марка Hyundai предлагает казахстанцам автомобили в двух сегментах. В категории «легковые» представлены Accent, Elantra и Sonata.

В модели Accent в наличии есть только три комплектации: Active Plus, Comfort и Elegance. Цены варьируются от 7,1 миллиона до 8,2 миллиона тенге.

В модели Elantra выбор вариантов более широк. Клиенты могут выбрать машину из шести конфигураций: Start Base, Comfort, Elegance, Style, High-Tech и Luxe. Их стоимость колеблется от 9,2 миллиона до 13,5 миллиона тенге.

По модели Sonata можно приобрести только комплектации Base, Active и Style. Цены начинаются от 12,3 миллиона и достигают 13,7 миллиона тенге. Другие конфигурации Travel и High-Tec стоят свыше 15 миллионов тенге, поэтому не подпадают под льготное кредитование.

В разделе «кроссоверы» Hyundai предлагает купить модели Creta, Tucson и Sante Fe.

Среди моделей Creta есть возможность выбрать комплектации Dynamic, Style, Prime, и High-Tech. Стоимость данных версий начинается от 9,1 миллиона и доходит до 13,1 миллиона тенге.

Из модели Tucson можно приобрести только конфигурации Comfort и Travel. Они стоят от 12 миллионов до 14,6 миллиона тенге. Есть еще версии High-Tech и Luxe, однако эти варианты по стоимости превышают отметку в 15 миллионов тенге.

А по модели Sante Fe самая базовая комплектация Comfort сейчас на официальном сайте стоит 15,7 миллиона тенге. Как известно, недавно Hyundai изменил стоимость своих авто в сторону подорожания в среднем на один миллион тенге. С учетом старой цены конфигурация Comfort подходила под условия программы, но сейчас выпадает из этого списка, и автолюбителям не стоит рассчитывать на эту модель.

KIA

Другой южнокорейский бренд KIA на официальном сайте сгруппировал модельный ряд автомобилей по четырем категориям. Из раздела «субкомпактные» клиенты могут купить по льготному кредитованию три модели: Picanto, Rio и Rio X.

В модели Picanto есть комплектации Luxe, Style и GT Line. Их стоимость колеблется от 7,4 миллиона до 8,4 миллиона тенге.

Среди моделей Rio выбор уже более богат: тут можно приобрести конфигурации Comfort, Classic Audio, Luxe, Style, Prestige и Premium. Цены здесь начинаются от 7,9 миллиона тенге за базовую комплектацию и доходят до 10 миллионов тенге за самую топовую.

По модели Rio X автолюбителям на выбор предлагается на одну комплектацию меньше: Comfort, Luxe, Style, Prestige и Premium. Они стоят от 8,8 миллиона до 10,5 миллиона тенге.

В сегменте «компактные» KIA предлагает модель Cerato, а в бизнес-классе — модель Optima.

Из моделей Cerato можно выбрать конфигурации Classic, Comfort, Prestige и Premium. Данные варианты колеблются в диапазоне цен от 9,9 миллиона до 12,5 миллиона тенге.

Среди моделей Optima покупателям предлагают комплектации Comfort и Luxe стоимостью 13 миллионов и 14,2 миллиона тенге. Также есть варианты Style+ и Prestige+, однако их цена превышает 15 миллионов тенге.

В разделе «кроссоверы и внедорожники» KIA представила четыре модели: Soul, Seltos, Sorento и Sportage.

По модели Soul предлагается выбрать конфигурации Classic, Comfort и Luxe. Их стоимость несильно отличается и составляет от 10,2 миллиона до 10,9 миллиона тенге.

Одной из последних новинок южнокорейского производителя является модель Seltos. В Казахстане она представлена в комплектациях Comfort, Comfort+, Luxe, Luxe+ и Style. Цены на них варьируются между 11,1 миллиона и 13,1 миллиона тенге.

Цены на модели Sorento на момент публикации данного материала начинались от 17,7 миллиона тенге. Хотя в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития включили данную версию KIA, но она сейчас не подпадает под условия льготного автокредитования.

Что касается модели Sportage, то на официальном сайте KIA пока нет информации касательно цены и комплектаций данной версии авто.

Chevrolet

Больше всего вариантов казахстанцам предлагает Chevrolet, у которого по льготному кредитованию можно выбрать одну из девяти моделей авто. Это легковые Spark, Nexia, Cobalt и Malibu.

Из модели Spark есть комплектации Optimum и Elegant. Стоят они 5,4 миллиона и 5,5 миллиона тенге соответственно.

Модель Nexia тоже делится на конфигурации Optimum и Elegant. Их стоимость варьируется от 5,6 миллиона до 6 миллионов тенге.

Варианты Optimum и Elegant есть и у модели Cobalt. И стоят они от 6 миллионов до 6,5 миллиона тенге.

А вот более престижная модель Malibu сейчас на официальном сайте Chevrolet представлена только в одной комплектации. Но стоимость ее на момент публикации данного материала составляла 15,3 миллиона тенге. Поэтому она также автоматически выпадает из программы льготного автокредитования.

Также у Chevrolet есть кроссоверы Tracker, Equinox и Trailblazer.

У модели Tracker есть конфигурации MY и Redline, а их стоимость составляет 10,7 миллиона и 11 миллионов тенге.

По модели Equinox в наличии имеется только комплектация MY. Ее цена в автосалоне составляет 16,3 миллиона тенге, поэтому она уже не подходит под условия льготного автокредитования.

Из модели Trailblazer тоже представлен только один вариант — LTZ. Данная конфигурация стоит 16,5 миллиона тенге и тоже выпадает из льготной программы.

А еще у Chevrolet есть вариант — Damas.

У модели Damas представлены комплектации VAN и Deluxe. Стоят они 3,9 миллиона и 4 миллиона тенге соответственно.

Lada

Российский бренд Lada на выбор по льготному автокредиту выставила шесть моделей. Из категории «легковые» можно выбрать Granta, Vesta и Largus.

Модель Granta—седан представлена четырьмя комплектациями. Это Classic, Standard, Comfort и Luxe. Цены на них варьируются между 4,5 миллиона и 5,8 миллиона тенге.

Из модели Granta—лифтбэк предлагаются конфигурации Classic и Luxe. Стоят они от 5,1 миллиона до 6 миллионов тенге.

У модели Vesta—седан тоже есть четыре вида комплектаций, это Classic, Comfort, Comfort Light и Luxe. Их стоимость начинается от 6,2 миллиона и доходит до 8,8 миллиона тенге.

Среди модели Vesta Cross можно выбрать два вида — Comfort и Luxe. На данный момент их цена составляет от 7,6 миллиона до 9,2 миллиона тенге.

По модели Vesta SW предлагаются конфигурации Classic, Comfort, Comfort Light и Luxe. Цены на них варьируются между 6,7 миллиона и 8,7 миллиона тенге.

Модель Vesta SW Cross представлена комплектациями за 7,2 миллиона и 8,4 миллиона тенге.

В модели Largus-универсал есть возможность выбрать варианты Classic, Comfort и Luxe. Также эти машины делятся на пяти- и семиместные. В зависимости от выбора стоимость составляет от 6,4 миллиона до 7,5 миллиона тенге.

В модели Largus Cross есть конфигурации Comfort и Luxe. Стоят они 7,2 миллиона и 7,7 миллиона тенге соответственно.

Также есть модификация Largus Van, которая предлагает комплектации Standard и Comfort. Их стоимость составляет 7,7 миллиона и 7,9 миллиона тенге.

В категории «кроссоверы» Lada предлагает варианты Xray, Xray Cross, Niva Travel и Niva Legend.

В модели Xray предлагаются конфигурации Classic, Comfort и Luxe. Стоят они от 6,6 миллиона и 8,2 миллиона тенге.

Также есть модель Xray Cross, которая представлена модификациями Comfort и Luxe. Их цена составляет от 7,4 миллиона до 9,1 миллиона тенге.

В модели Niva Travel можно выбрать комплектации Classic, Comfort и Luxe. Цена на них начинается от 6,9 миллиона и доходит до 7,4 миллиона тенге.

По модели Niva Legend есть версии Classic, Luxe и Urban. Данные варианты стоят от 5,4 миллиона до 5,5 миллиона тенге.

JAC

Китайская компания JAC подпадает под льготную программу с четырьмя моделями. Из категории «лифтбэк» есть J7, а из кроссоверов — S3, S5 и S7.

По модели J7 казахстанцам предлагаются четыре комплектации. Это Comfort, Comfort BR, Luxury и Luxury BR. Цены начинаются от 8,6 миллиона и доходят до 10,5 миллиона тенге.

Модель S3 представлена конфигурациями Luxury и Intelligent. Стоят они от 8,5 миллиона и до 9,2 миллиона тенге.

Из модели S5 есть возможность выбрать только Luxury. Стоит она 9,8 миллиона тенге.

В модели S7 есть комплектации Comfort и Luxury, которые стоят 13,3 и 14,3 миллиона тенге соответственно.

Renault

Несмотря на широкую линейку автомобилей, французский Renault участвует в льготном кредитовании только с тремя кроссоверами. Это Duster, Kaptur и Arkana.

Модель Duster предлагает комплектации Life, Drive и Style. Их стоимость составляет от 9,9 миллиона до 12,9 миллиона тенге.

У модели Kaptur также есть три варианта — Life, Style и Style TCe 150. Стоят они от 10,5 миллиона до 14 миллионов тенге.

А вот модель Arkana имеет четыре модификации — Life, Drive, Style и Style TCe 150. Здесь цена начинается от 11 миллионов и достигает 14,5 миллиона тенге.

УАЗ

Также по льготному автокредитованию можно купить российский УАЗ, который предлагает две свои модели — Hunter и Patriot.

По модели Hunter есть только одна комплектация стоимостью 9,7 миллиона тенге.

Модель Patriot предлагает комплектации «Классик», «Комфорт», «Люкс» и «Люкс Премиум». 10,7 миллиона до 14,2 миллиона тенге.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz