2019-10-16T07:21:38+03:00

5 простых вопросов о мошенничестве с банковскими картам

Сегодня редко можно встретить того, кто в своей жизни никогда не пользовался банковской картой
Поделиться:
Из газетной статьиИз газетной статьи
Изменить размер текста:

В прошлом году количество банковских карт в Казахстане перевалило за 21 миллион. «Пластик» стал неотъемлемой частью жизни большинства городских жителей, чем не преминули воспользоваться всякого рода мошенники. «Комсомолка» решила выяснить, как максимально обезопасить себя в подобной ситуации

По мнению специалистов, главное и универсальное правило, которое поможет обезопасить любого держателя банковских карт от действий киберзлоумышленников — никому и никогда не говорите СМС-код! Но ситуации могут быть разными, и держатель карточки не всегда может точно понять, когда перед ним мошенник.

Начнем с того, что человек на той стороне телефона, который представился представителем банка, может находиться в любой точке мира. Чаще всего ваш номер телефона мошенники находят в интернете, например на сайтах бесплатных объявлений. У них есть несколько способов узнать ваше имя и социальное положение — в соцсетях, через различные мессенджеры и сервисы.

Откуда мошенники знают мой номер телефона и именные данные? Банки «сливают» им базу своих клиентов?

— Мошенники особо не испытывают проблем с базой данных. Самый простой и легальный способ многое узнать о владельце банковской карты — вбить в любой поисковик имя или телефон. Эту информацию люди нередко оставляют в открытом доступе. Форумы, доски объявлений, социальные сети... Если человек хотя бы раз «засветил» номер в сети, велика вероятность найти это сообщение, а по нему перейти в профиль и т. п. К тому же с каждым днем увеличивается число сайтов, на которых можно пробить номер мобильного телефона.

После того, как мошенники собрали нужную им информацию, они переходят непосредственно к активной фазе. Злоумышленник заходит в интернет-банк, вводит ваш номер телефона и пытается сменить пароль. Чтобы удостовериться, что это именно вы меняете пароль, а не другой человек, банк присылает вам СМС-код и предупреждает: «Никому не говорите!». В это время вам звонит мошенник. Он представляется сотрудником банка, обращается к вам по имени и говорит: «Кто-то пытается сменить ваш пароль! Ваши деньги хотят украсть, чтобы мы могли это пресечь, скажите, какой код вам пришел по СМС?»

В этом случае бандиты рассчитывают на эффект неожиданности, когда человек может растеряться, испугаться за свои сбережения и назвать код. Чтобы этого не произошло, необходимо раз и навсегда запомнить правило: «СМС-код никому не говори!». Это так же, как в детстве мама говорила: «Дверь никому не открывай!»

В любом случае надо помнить, что если «сотрудник банка» по телефону просит назвать код из СМС-сообщения — это не сотрудник банка!

Если это были мошенники, то почему мне пришло СМС от имени банка?

— Это происходит именно потому, что банк увидел, что кто-то пытается сменить пароль. Чтобы другой человек не смог поменять пароль и зайти в ваш личный кабинет, банк высылает на телефон клиента секретный код. Взломщик никак не может зайти в ваш личный кабинет без этого кода! Поэтому он звонит вам и хитростью выманивает заветные четыре цифры из СМС.

Если вы все-таки сообщили секретный код, то преступник с его помощью сможет поменять пароль и получить доступ к вашему личному кабинету на сайте банка. Даже в этом случае не надо паниковать. Ведь банкам не нравится, когда кто-то пытается ограбить их клиентов. Поэтому они не только отправляют СМС-коды, но и отслеживают подозрительные операции. Поэтому есть шанс, что нестандартную транзакцию банк заблокирует и позвонит вам, чтобы удостовериться: действительно ли вы сами отправляете деньги?

Но появляются новые банковские услуги и преступники находят новые способы воровства. Последняя «мода» — мошенники, получив доступ к вашему личному кабинету, от вашего имени оформляют кредит онлайн. А поскольку кредит можно снять только в банкомате, они просят вас лично сходить и снять.

И, к сожалению, в большинстве случае люди выполняют просьбы мошенников, потому что считают, что они общаются с сотрудниками банка. Чтобы у вас не было никаких сомнений, мошенники могут сообщить любую информацию о ваших тратах в последнее время. И такой вот лжесотрудник звонит вам по телефону и говорит, что кредит нужно срочно обналичить, чтобы преступники не успели им воспользоваться. Дорога каждая минута!

Если это был не сотрудник банка, откуда он узнал обо всех движениях на моей карте?

— Это происходит после того, как владелец банковской карты передает мошеннику СМС-код. В дальнейшем последний получает полный доступ к личному кабинету и к информации о финансах банковского клиента. Теперь преступники видят, что вчера было куплено кило сосисок и две пачки молока, а позавчера оплачена коммуналка и детский садик.

Подумав, что на другом конце провода настоящий сотрудник банка, владелец карты бежит в банкомат и срочно обналичивает кредит. Но он ему совсем не нужен. «Ничего страшного, — говорит мошенник, который продолжает представляться сотрудником банка, — просто закиньте эти деньги на свою карточку. Это можно сделать в банкомате или в терминале. Ваш кредит будет считаться погашенным».

Владелец банковской карты уже привык делать то, что говорит лжесотрудник банка. Идете в терминал и закидываете деньги на свою собственную карту. Вы думаете, что никто, кроме сотрудников банка, не видит эти деньги. Но преступники, зная секретный код, теперь полностью контролируют личный кабинет. В итоге все финансы на банковской карте перетекут в карман мошенников.

Если владелец карты закидывает деньги на свой личный счет, как они оттуда пропадают? Возможно ли такое без участия сотрудников банка?

— Для того чтобы перевести деньги с банковской карты, мошеннику незачем себя как-то выдавать, вступая в преступный сговор с кем-либо. Ведь владелец карты сам лично предоставил преступникам доступ в свой личный кабинет. И теперь они легко могут перевести деньги с его счета на свой, который зарегистрирован где-нибудь в Зимбабве или Эквадоре.

Можно ли отменить денежный перевод с карты на другую карту?

К сожалению, отменить перевод невозможно. Если из-за мошеннических действий или по ошибке вы ввели номер существующей карты или телефон другого человека и перевод был успешно отправлен, то по закону РК «О платежах и платежных системах» вернуть его можно только с письменного согласия получателя. А мошенники вряд ли добровольно согласятся вернуть вам украденные деньги.

В итоге кибер-преступники, как и много лет назад, играют на доверчивости людей, но обкрадывают их с применением новейших цифровых технологий. Банки в ответ находят новые способы защиты, но пока еще никто не изобрел способ надежно защитить владельцев банковских карт без их участия

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также