Казахстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Общество8 мая 2020 3:30

Память на все времена

С каждым годом все меньше становится ветеранов Великой Отечественной войны. В советское время с целью патриотического воспитания молодежи их часто приглашали в учебные заведения. [газетная статья]
Источник:kp.kz
Подчиняясь непреложному закону жизни, уходят в ряды «Бессмертного полка» ветераны Великой Отечественной. Но остается память.

Подчиняясь непреложному закону жизни, уходят в ряды «Бессмертного полка» ветераны Великой Отечественной. Но остается память.

С уважением и восторгом школьники и студенты рассматривали ордена и медали, с интересом слушали рассказы о боях и фронтовых буднях. На торжественных мероприятиях ветераны повязывали галстуки и вручали комсомольские значки лучшим ученикам. Мы знали ветеранов в лицо родных, близких, соседей. И очень гордились ими.

В этом году ветеранам войны и труда, 18-летними юношами и девушками, встретившими начало войны, исполняется по 97 лет. Многих, в том числе и моей мамы, родившейся в 1923 году, уже нет с нами. И последующим поколениям передается эстафета памяти, чтобы не прервалась связь времен. Как писал поэт, «все, что было не со мной, помню». Разумеется, о войне мы узнавали в школе на уроках истории и литературы, увлеченно читали повести и рассказы, мемуары, смотрели художественные и документальные фильмы. Но общение с живущими рядом участниками событий, их свидетельства и воспоминания, чувства и переживания давали ощущение непосредственного соприкосновения с ушедшей эпохой.

Я родилась и окончила школу в Караганде. Шахтеры входили в категорию рабочих и специалистов, освобожденных от военного призыва. Как тогда говорили, у них была «бронь». Работу в шахтах называли «вторым фронтом». Но и на передовой воевало немало карагандинцев. После окончания войны они возвращались в родной город. В соседнем дворе мы часто видели мужчину в солдатской гимнастерке. Взрослые говорили, что он воевал. Однажды мы, дети, попросили его рассказать о войне. Подробности забылись, но запомнились его главные слова: «Было страшно».

После вступления в комсомол в 1970 году стала читать газету «Комсомольская правда». Там в одной из статей обсуждалась проблема отцов и детей. Утверждалось, что современные молодые люди мало общаются со взрослыми, в том числе — и с родителями. Под впечатлением от прочитанного я обратилась к маме со словами: «Расскажи про свою комсомольскую юность». Она очень удивилась, ведь никто из семерых детей к ней с таким вопросом не обращался. Затем настала очередь удивляться мне. Во-первых, оказывается, мама не была комсомолкой. Еще больше поразило то, что ее отец до революции был купцом и его в 1928 году, как «бая», раскулачили.

Впервые я узнала, что в годы войны она работала на заводе имени Пархоменко в Караганде, на котором изготавливали боеприпасы. Мама рассказывала о трудностях, о постоянном чувстве голода. В Караганду приходили поезда с ранеными, и работниц иногда привлекали на помощь госпиталям.

«Приезжал состав на станцию. Раненых на носилках вытаскивали не из дверей, а из окон вагонов. Простыни были красные, видимо, чтобы на них не сильно выделялась засохшая потемневшая кровь», — вспоминала она.

А я испытывала гордость от сознания, что и моя мама внесла свой вклад в дело борьбы с фашизмом. К 70-летию Великой Победы ей вручили юбилейную медаль. И я хотела бы пройти в колонне «Бессмертного полка» с портретом моей мамы.

Мне стала известна еще одна страница из ее жизни. Первый муж ушел на войну и погиб. Вспоминая его, она вынула из своего сокровенного ридикюльчика треугольник. Это была похоронка, где сообщалось, что ее муж погиб смертью храбрых в 1941 году на Калининском фронте.

После окончания института я работала в Карагандинском кооперативном институте. На нашей кафедре был фронтовик — доцент Александр Крюков. Он родился в 1917 году и частенько подчеркивал, что ему нет необходимости подсчитывать свой возраст, поскольку все газеты, радио и телевидение ежедневно освещали, как страна готовится встретить очередную годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции.

Уважительно относился к молодым коллегам, делился опытом преподавательской деятельности, беседовал на различные темы, любил пошутить, рассказывал анекдоты. Порой вспоминал свою фронтовую жизнь и, как многие фронтовики, сравнивал ее с современной, мирной.

Как-то простудился и несколько дней провел на больничном. После выздоровления пришел на работу. Высказал свои размышления о мобилизационных возможностях человека: «Странно. Во время войны, а я ее прошел с начала до конца, ни разу не болел. Ни простудой, ни, извините, поносом. Как-то во время боя надо было лежать и ждать подкрепления. Так мы лежали долго на талом снегу, промокли, вставать нельзя. Никто после этого не заболел. А сейчас: в тепле, сухой одежде, чуть дунет и на тебе — температура».

А вот пример из его фронтовой жизни: «Воды нет, жажда мучает, пьешь воду, зачерпывая руками прямо из лужи — и ничего, никаких последствий. Сегодня воду чистую из крана пить не рекомендуют. Кипятить или фильтровать надо. Как выжили в войну, непонятно». Коллеги шутили: «Александр Константинович, наверное, наркомовские сто грамм и спасали вас и солдат».

Подчиняясь непреложному закону жизни, уходят в ряды «Бессмертного полка» ветераны Великой Отечественной. Но остается память. И наш долг — передавать ее от поколения к поколению.

Закиш САДВОКАСОВА, доктор исторических наук, профессор, ГНС Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz