Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Общество26 мая 2020 4:00

Дух шестого этажа

Виктор КИЯНИЦА, главный редактор газеты «Комсомольская правда Казахстан». С 1985 по 1990 год — корреспондент «Комсомолки», капитан «Алого паруса» [газетная статья]
Источник:kp.kz
«Шестой этаж» действительно был замечательной школой. Школой, в которой никто никого ничему не учил.

«Шестой этаж» действительно был замечательной школой. Школой, в которой никто никого ничему не учил.

Этот замечательный заголовок я, признаюсь честно, позаимствовал у легендарного обозревателя «Комсомольской правды» Инны Павловны Руденко. Так назывался ее материал к одному из очередных славных «круглолетий» старейшей газеты. Был и другой материал, написанный в феврале 2006-го, в трагический для «Комсомолки» день, когда случился страшный пожар, уничтоживший архив и музей «КП», навсегда лишивший редакцию многолетнего пристанища.

Тогда, в момент всеобщего потрясения, и появился короткий, пронзительный очерк «золотого пера» нашей журналистики. Не о пожаре — о газете: «Мы так называли родную «Комсомолку» — шестой этаж. Говорили: не «в редакции», а «у нас на шестом этаже». Еще говорили — «воздух шестого этажа». И даже дарили хорошим людям, покидающим этаж, символические сосуды с этим самым воздухом. Из чего он, этот воздух, состоял? Из преданности газете, да нет, не только преданности — любви к ней. Из стремления сопротивляться явлениям, от которых шел иной, дурной, запах, умения гордиться не только своим успехом — победой товарища как таковой. Из презрения к подхалимажу, какой-то особой веселой вольницы. Да нет, словами не объяснишь. Но скажешь «шестой этаж», и тебя поймет каждый, кто шагал по нему — от немощного пенсионера до руководителей серьезных изданий — шестой этаж был замечательной школой...»

Да, словами не объяснишь, но лучше не скажешь. Можно только добавить — из того, что «испытано на себе». «Шестой этаж» действительно был замечательной школой. Школой, в которой никто никого ничему не учил. Тем более — не поучал. Школой практически общедоступной, прийти туда можно было буквально «с улицы». Условия приема совсем простые: немного таланта, много упорства. И может быть, чуть-чуть — молодого нахальства... Отсюда не отчисляли, но хватало тех, кто очень быстро уходил сам. Зато уж если довелось, посчастливилось остаться — это уже навсегда.

А преподавали в этой школе мэтры журналистики, ни на каких журфаках таких не водилось. Без всяких практических семинаров, мастер-классов и «открытых уроков». Просто мог зайти в наш тесный кабинетик отдела учащейся молодежи живой классик профессии (уже в те времена!) Василий Михайлович Песков — со своим очередным, еще не опубликованным «Окном в природу»: «А гляньте-ка, братцы. Как вам кажется?..» И молодые корреспонденты с замиранием, но, насколько возможно, критически вчитывались в машинописные строки (с собственноручной правкой мастера) будущего журналистского шедевра. Сейчас, наверное, это назовут «обучающей технологией»...

А та же Инна Павловна Руденко готова была подолгу вычитывать твой беспомощный стажерский материал, деликатно внося правки и подсказывая: «А в этом месте очень неплохо... Ты бы этот момент почетче прописал...» Это теперь «индивидуальное занятие», видимо, называется. Больших денег нынче стоит...

А еще в наш «ребячий отдел» подросткового «Алого паруса» мог запросто зайти «космический обозреватель» Ярослав Кириллович Голованов. Запросто так, чайку попить с сушками. Тут уже в нашей маленькой комнатушке собиралось полредакции — послушать живые неповторимые рассказы человека, который брал интервью и у Гагарина, и у Королева, а потом всю жизнь дружил с ними. Непринужденные воспоминания и размышления Голованова звучали, как законченные очерки. И мы вживую наблюдали, как «на слух» рождаются будущие газетные шедевры, которые через неделю, через месяц, через год прочтут миллионы читателей.

На одной из таких посиделок и появилась драгоценная для меня фотография: в центре «светило» Ярослав Голованов, а вокруг, на его «орбите» — много ярких «планет»-журналистов той самой «Комсомолки» 80-х. Волею судьбы и фотокора Юрия Феклистова (тоже нынче знаменитого мастера, фактически классика современной фотожурналистики) автор этих строк оказался у «подножья» профессиональной Вершины, имя которой — Голованов...

Так с нашего шестого этажа можно было заглянуть в космические дали. Еще оттуда можно было увидеть всю огромную, общую тогда страну, и практически весь мир. Хорошо просматривался и наш Казахстан. Потому что в республике у нашей газеты был свой «шестой этаж». Его уверенно занимали Чрезвычайные и Полномочные представители редакции. Ими всегда становились — после жесткого профессионального отбора — яркие, талантливые журналисты, многие из которых стали легендами уже нашей, казахстанской журналистики. Среди них — многолетний собственный корреспондент по Казахстану Юрий Киринициянов, ушедший из жизни год назад, но присутствующий с нами в этом юбилейном номере. И блистательная Евгения Доцук, умная, красивая, талантливая — она была просто создана для «Комсомольской правды». Ее, кстати, неоднократно приглашали работать в Москву, «на этаж», как тогда говорили. Но она осталась в Казахстане. И оставалась до конца жизни на своем личном «шестом этаже», став одним из основателей «Комсомольской правды в Казахстане».

Сегодня редакция казахстанской «Комсомолки» располагается на пятом этаже. Так что, нам есть куда расти и стремиться — чтобы подняться вверх, на почти недосягаемый нынче Шестой этаж. А дух его живет в нас и витает на необъятном информационном пространстве. Потому что это — дух времени.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz