Казахстан
+3°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды2 июня 2020 18:30

«Стоп-кадры» нашего кино

Отечественный кинематограф продолжают сотрясать скандалы, связанные с отдельными руководителями в отрасли и разными подходами к ее развитию [газетная статья]
Источник:kp.kz
Ермек Турсунов.

Ермек Турсунов.

«Комсомолка» решила предоставить «площадку» для мнений всех сторон, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Первым нашим гостем стал авторитетный казахстанский кинодеятель, известный кинорежиссер Ермек Турсунов.

ет десять тому назад я как-то мимоходом сказал, что наше время запомнится как эпоха маргиналов. Резковато, пожалуй. Но сегодня я нахожу тому повсеместное подтверждение. «Маргинализация» везде: в политике, бизнесе, культуре, литературе и даже науке. Что касается кино, то это явление там, можно сказать, вовсю обосновалось и процветает.

Как такое могло произойти? Вернее, что послужило причиной?

В середине 80-х в нашей культуре еще сохранялась атмосфера, где ценились талант, серьезное образование, штучный профессионализм и одержимость. В 90-х началось массовое вытеснение всего настоящего с большой сцены и большого экрана. Сегодня масскультуру провозгласили главной и установили критерии, по которым принялись определять ее состоятельность. Первым признаком такой состоятельности стала продажность. Степень продажности, соответственно, стала главным критерием успеха.

Как итог — «кина» больше нет. Теперь это — проект. А проект уже не искусство. Это — часть бизнеса. Точнее, шоу-бизнеса. А все, что есть «шоу», не имеет отношения к искусству. Другими словами, ни Ходжиков, ни Айманов, ни Бегалин не смогли бы сегодня снимать свои фильмы. Потому что они не имеют отношения ни к шоу, ни к бизнесу.

А что такое шоу? Шоу — это стриптиз. Это — «развлекуха». Это — «чисто поржать». И самое главное — это когда «не грузят». Любое «грузилово» нынче сразу в топку, иначе не дай бог люди начнут задумываться. Короче, мозги тут не при чем. (В этой связи мне запомнилось название фильма, вышедшего, если не ошибаюсь, в прошлом году. Он так и назывался — «Не египте мне мозги».)

Он так и назывался — «Не египте мне мозги».)

Он так и назывался — «Не египте мне мозги».)

Всем известно, конечная цель любого бизнеса проста: есть товар и его нужно продать. И тут уже требуются другие подходы. Какие? Правильно — маркетинговые. А это — отдельная наука. Уточню — наука умелого торговца. А там, где правила диктует лавочник, моральный фильтр особо не работает.

Именно это произошло в нашей стране (хотя, не только в нашей). Сегодня примерно девяносто процентов отечественного кинопроката составляют фильмы «одноразового потребления». И когда говорят, что в кино сейчас происходит смена поколений, то это не так. Происходит подмена одного другим. Если быть точнее: подмена подлинного — поддельным. По сути, происходит банальная фальсификация.

Наглядным свидетельством тому послужило собрание творческих работников, состоявшееся на киностудии «Казахфильм» незадолго до карантина. Причем встреча проходила с участием министра культуры.

По всем своим параметрам это было показательное, с точки зрения абсурда, собрание. За круглым столом одновременно оказались «знаковые» (с разными знаками) фигуры отечественного кинематографа: Асанали Ашимов, Сатыбалды Нарымбетов, Ардак Амиркулов, Рашид Нугманов, Нуржуман Ихтымбаев, Баян Есентаева, Гульнара Сарсенова и много других видных кинодеятелей. Обсуждали пути развития казахского кино. Как и следовало ожидать — внятного, конструктивного обсуждения не получилось. (Оно и не могло там получиться.) Собрание быстро скомкалось и довольно скоро превратилось в обычный базарный ор...

Какие мысли приходят мне в этой связи?

По сути, этот «форум несогласных» выразил реальное состояние дел в нашем кинематографе. Сегодня оно как бы разделилось на два лагеря. В одном — апологеты восприятия кино как сплошного балагана. В другом — хранители киношных традиций.

В последнее время я все чаще вспоминаю слова, сказанные однажды одним из моих учителей Эльдаром Александровичем Рязановым: «Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность... А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей».

Лично мне сегодняшние «кинодельцы» напоминают обычных торгашей. Это не продюсеры и не режиссеры, это — лавочники. Потому что они решают только одну задачу — продать. Желательно, подороже. Товар в данном случае — это то, что они называют «кином».

Ну, во-первых, это не кино, если уж по-честному. Кино — это другое. Кино — это когда на грани. Когда по кусочку от себя. И по капельке от жизни... А тут — проект. Для ясности давайте я перечислю названия лишь некоторых, что были в прокате за последние год-два: «Гламур для дур», «Гудбай, мой бай», «Жена не стена», «Все из-за мужиков», «Бойжеткен: все из-за нее», «Я — жених», «Сиситай», «Келинка тоже человек», «Той любой ценой», «Аташка на хайпе»...

Это вам не «Кыз-Жибек» и не «Карашкараш», не «Коксерек» и не «Транссибирский экспресс». Само сравнение кощунственно.

Каков портрет сегодняшнего «кинодельца»? Вернее, каковы его главные потери? (Про финансовые приобретения я не говорю.)

Главной потерей я считаю то, что сегодняшний «успешный киноделец» утратил характер просветителя. Сегодняшний автор утратил критическое мышление. Творческое. Новаторское. Взамен пришло ханжеское и лакейское презрение к собственному народу — «пипл хавает!». Сегодняшние производители «кинопродукта» строят свое отношение к нему через кассу. Они пользуются невежеством сегодняшнего зрителя и тупо потрошат его карманы. Заниматься просветительством нынче не только невыгодно, но и слишком затратно. И вообще, этому нужно долго учиться, многим жертвовать. Некоторые посвящали этому делу свои жизни. (Куросава несколько раз вскрывал себе вены, Урбанский погиб на съемках, Чокморов сам полез вместо дублера в ледяную воду и заболел туберкулезом костей...)

Далее.

Чтобы угодить сегодняшнему зрителю, не нужно сильно напрягаться. Достаточно соответствовать его вкусам. А чтобы соответствовать его вкусам, надо быть такими, как нынешние «типтоп — звезды». То есть, надо либо быть посредственностью, либо стать посредственностью. Поэтому сегодняшняя киношная среда — это воплощенное в реальность постмодернистское поле. Помните Абраама Моля и его теорию о «мозаичной культуре»?

В такой среде общество делится на небольшие страты. В каждой из них свои собственные «гении» — совершенно убогие. И собственные «неофиты» — еще более убогие. Они сами определяют собственные критерии качества, вырабатывают собственную мораль и собственную моду. Все эти группы с трудом и неохотой взаимодействуют между собой, будучи втайне враждебны друг другу. Постмодерн — это мир одиноких.

Каков главный девиз сегодняшнего «кинодельца»?

Любыми путями обогащайся. Строй карьеру на всем, что можно и что нельзя. В товар можно обратить все, даже мутные пятна своей биографии. Можно заработать «кучу бабла» на обличительных фактах, облекая это в обертку некоего вызова обществу. Параллельно подавая все это под соусом оригинальности и смелости! И что удобно — здесь не особо требуются труд и образование.

Я понимаю. И раньше продажность «творцов» не была в новинку, но никогда она не была такой массовой и такой разрушительной по своим последствиям. В целом, продаваясь, «творческая интеллигенция» шла двумя путями. Назовем их условно «путем Стивена Кинга» и «путем Джеффа Кунса». Путь Кинга — деградация через успех. Джефф Кунс — деградация через скандал.

Сегодня вульгарность заменила талант, эпатаж заменил искусство. Что в остатке?

Мир сейчас борется с коронавирусом. К нам это тоже проникло: мы изолируем инфицированных людей, закрываем города, боимся распространения пандемии. Но почему никто не задумывается о той страшной эпидемии, которая давно уже бушует в нашей стране? Я о заразе, поразившей нашу культуру. Всепроникающая инфекция разъедает души новых поколений, превращая их в духовных инвалидов. И, если вчера мы смотрели «Менің атым қожа» и «Ангел в тюбетейке», то теперь нам подают «Бизнес по-казахски» и «Ұлы дала комедиясы». Агрессивная посредственность забралась на сцену, забила весь эфир, и теперь мы вынуждены жить в состоянии «культурной изоляции». Если этому не противостоять, то дальше будет хуже. Почему я так считаю? А потому что историю делают личности. В том числе — и личности-агрессоры, личности-разрушители. Им все равно, что продавать. Вчера они торговали французским одеколоном, сегодня заведуют кинопроцессом в стране, а завтра будут космосом командовать...

И, если вчера мы смотрели «Менің атым қожа» и «Ангел в тюбетейке», то теперь нам подают «Бизнес по-казахски» и «Ұлы дала комедиясы».

И, если вчера мы смотрели «Менің атым қожа» и «Ангел в тюбетейке», то теперь нам подают «Бизнес по-казахски» и «Ұлы дала комедиясы».

У нас когда-то бытовала мудрая поговорка: «Қисық аяққа қызыл кебіс не керек?» По смыслу: «Зачем слепому ружье?»

Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я не против конкретных имен и личностей. Я против такой визуальной и вербальной информации. Я считаю, что она губительна во всех смыслах. Я против дискредитации профессии творца. Против дискредитации сути дела. Производители «киношного фастфуда» занимаются разложением общественного сознания. Они видят только одну сторону медали — кассовые сборы. Но, когда бокс-офис становится главным и единственным критерием того или иного произведения, то это чересчур упрощенная оценка. Фильмы надо оценивать не по их стоимости, а по их значимости!

Я не говорю, что «кинодельцы» бездарны. Каждый из них по-своему симпатичный и не бесталанный человек. Многие из них в начале своего творческого пути. Куда им дальше двигаться — это их личное дело. Но они должны отдавать себе отчет — чем они занимаются. Что они производят и что пропагандируют. Должны понимать, что подобная деятельность в первую очередь вредит им самим. Каждый из них в данный момент пишет свою биографию. Когда-нибудь они прозреют, и тогда им придется держать отчет уже перед собой.

А вот если бы эти деятельные, активные и весьма неглупые люди посвятили свое творчество поискам новых художественных форм, новых творческих решений, я бы первым стал их болельщиком. Если бы они решили заняться самообразованием, самосовершенствованием, если бы они, наконец, поняли, что занимаются не тем, то это было бы здорово. Я отдаю себе отчет: чтобы понять это и принять — нужно иметь определенное мужество. И еще большее мужество — найти в себе силы выбраться из наезженной колеи и начать искать собственный путь. Да, это слишком рискованно. Но зато на этом пути не бывает толкотни.

Я не говорю, что «кинодельцы» бездарны.

Я не говорю, что «кинодельцы» бездарны.

Так что, повторяю, я не против конкретных имен. И тут нужно уметь различать.

Допустим, я не против Бората, я против того, чем он занимается. И я не возьмусь утверждать, что он бездарный. Или непрофессиональный. Наоборот. Он талантлив и весьма мастеровит. Но это усугубляет положение. То есть, он талантливо и профессионально оскорбляет мою страну. Он карикатурно плюет мне в лицо и изобретательно унижает моих соотечественников. Ну да черт с ним, он ведь — чужой. А тут — свои. Родные. Они же не «бораты». Но они наносят не меньший вред своему собственному народу. Вот о чем речь. Почему они об этом не задумываются? Сознанием не доросли? Или такие сложные вопросы себе не задают? Или же они считают, что помогают людям преодолевать тяготы жизни?

Да, они молодцы. Они рискуют собственными деньгами. Но опять же — во что они вкладываются? В производство полупрофессиональной стряпни? Какого качества может быть картина, снятая за сто тысяч долларов? Я даже не говорю о художественной составляющей. Я сейчас чисто о технических параметрах. О звуке, об изображении, о составе, об актерской игре и в целом — об уровне команды...

Я не думаю, что они этого не понимают. Самое досадное, что они не хотят этого признавать. Они не хотят учиться. Они обижаются на правду. Они выдергивают из контекста отдельные мои фразы, переходят на личности и уводят разговор в сторону. Так поступают только слабаки. Теперь они объединяются в какие-то группы, организуют коалиции и дружат не «за», а «против». Они полагают, что всему научились и теперь могут учить тех, кто работал до них. Они отметают все, что было наработано предыдущими поколениями, включая тех людей, что сидели с ними когда-то за одним столом. Они не уважают традиции, что бережно передавались из поколения в поколение. А вот на это я уже не могу не реагировать. Поэтому я вынужден становиться к ним в оппозицию. И возможно я пока в меньшинстве, потому что мало кто в публичном пространстве осмеливается им возражать, понимая, что получит в ответ лишь ведро помоев.

Нет, ребята, так ничего не получится. Тут дело в принципиальной несовместимости двух культур — подлинной, являющейся наследием классических традиций, и так называемой массовой культуры. Подлинная культура ориентирована на гения, творчество и рефлексии, массовая — на обывателя, деньги и комфорт. Они не могут мирно сосуществовать. А власть, игнорируя подлинную культуру, сама сегодня подталкивает к идеологической оппозиции тех, кто оказывается в «культурном гетто».

И скверно еще, что Настоящих сейчас мало. Можно сказать, что они по каким-то историческим причинам, по-видимому, сейчас не нужны. Наверняка с точки зрения науки можно утверждать, что генетически одаренных людей должно быть примерно столько же, сколько всегда. Конечно, у нас меньше — по причине того, что мы называем «антиотбором». Для современного этапа глобального капитализма, по-видимому, наличие настоящих талантов скорее не нужно, оно мешает усредненному благополучию основной массы населения. И я отношу это к проблеме государственного масштаба. Можно, конечно, попытаться изменить ситуацию. Но тут все упирается в политическую волю — надо или не надо. И это уже вопрос к власти. Все остальное можно решить силами общества.

Тем временем

Как сообщила антикоррупционная служба РК, председатель правления НАО «Государственный центр поддержки национального кино» Гульнара Сарсенова подозревается во взяточничестве.

«Проводится досудебное расследование в отношении председателя правления НАО «Государственный центр поддержки национального кино» по факту получения взятки в особо крупном размере за оказание содействия в выделении финансирования из государственного бюджета, подписании актов выполненных работ (оказанных услуг), а также общее покровительство и попустительство», — говорится в сообщении.

Сумма взятки при этом не называется, не раскрываются и другие подробности.

Ермек ТУРСУНОВ, кинорежиссер, общественный деятель, секретарь Союза кинематографистов РК.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz