Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиОбщество27 мая 2020 10:00

Никотиновые пэки: что это и о чем нужно знать взрослым

Новая редакция «Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения» поступила из Мажилиса в Сенат
Источник:kp.kz
Фото: krasnoturinsk.info

Фото: krasnoturinsk.info

Последние дни работы над документом шли практически в режиме «секретно» - были отменены запланированные консультации, сняты поправки, которые ранее готовились к внесению. Финальный текст разрабатывался кулуарно в десятых числах мая, и только сейчас, по факту публикации материалов на сайте Сената, можно оценить результат работы парламентариев над самым ожидаемым и самым неоднозначным документом, который изменит жизни сотен тысяч и даже миллионов казахстанцев.

В кодексе заложено много дискуссионных решений. В основном споры не утихают вокруг «принудительной» вакцинации и донорства. Однако, помимо этого, новый кодекс станет и радикально антитабачным. Электронные сигареты, системы нагрева табака (электронные устройства, в которых подогреваются специальные «стики», наполненные резанным табачным листом) будут полностью приравнены к сигаретам. И все это, как и сигареты, будет недоступно для казахстанцев младше 21 года. При этом все курительные изделия, как табачные, так и нетабачные, заставят убрать под прилавок. Все так называемые «некурительные» табачные изделия – табачный снюс, бестабачные никотиновые пэки (пакетики с растительным сырьем и синтетическим никотином), леденцы и мармелад с никотином и тому подобное – полностью запретят, как ранее в нашей стране запретили насвай.

Если в текущей редакции кодекс будет подписан главой государства, то новые правила вступят в силу с 1 января следующего года. Как видно из проекта, для тех, кто уже курит, ситуация практически не изменится. Единственное, сигареты нельзя будет увидеть на кассах, но для потребителей, которые уже давно привержены какой-то конкретной марке, это не доставит никаких хлопот.

Принимаемые ограничительные меры заставляют задуматься о том, что в Мажилисе, в Минздраве, в Сенате, да и в целом во власти на курение смотрят исключительно как на молодежную проблему. Во всей совокупности мер считывается желание оградить молодежь даже не только от табака, а от никотина вообще. Это безусловно правильная политика, особенно учитывая тот факт, что согласно ряду авторитетных исследований, среди казахстанских школьников и студентов популярность курения за последние годы выросла в несколько раз.

Однако есть и другая сторона медали – те самые взрослые курильщики со стажем, которые уже нанесли огромный вред своему здоровью и здоровью окружающих. Напомним, что по международным данным около 23 тысяч человек в нашей стране ежегодно умирают от заболеваний, связанных с курением, а всего в Казахстане около 1/3 населения – курильщики. Для них государство фактически не оставляет альтернатив.

Между тем, успешный опыт преодоления массовой табачной зависимости связан не только с жесткими запретительными мерами, но и с поощрением альтернативных способов потребления никотина. Такой подход основан на простом факте: к сожалению, каким бы строгим не был закон, после принятия драконовских мер тысячи людей не откажутся от никотина ни на следующий день, ни через месяц, ни через год. При этом не следует демонизировать курильщиков. Все они прекрасно осознают пагубность своей привычки и были бы рады снизить вред, наносимый своему организму.

Именно поэтому многие страны, прежде всего США и страны Европейского Союза, на уровне государственной политики реализуют переключение потребителей сигарет на альтернативные табачные и бестабачные продукты. В американском законодательстве официально закреплен термин «продукт со сниженным риском», который присвоен, в частности бестабачным никотиновым пэкам.

В нашей стране пэки приравнивают чуть ли не к наркотикам. По крайней мере почти все путают их со снюсом и не устают повторять, что он в большинстве стран под запретом. Однако снюс – это традиционный шведский сосательный табак, который действительно оказывает пагубное воздействие на слизистую ротовой полости (не такое, конечно, как насвай) и действительно запрещен почти везде, кроме Швеции и некоторых скандинавских стран. Однако с никотиновыми пэками снюс ничего не имеет общего, кроме похожего внешнего вида. Никпэки делают из нетоксичного растительного сырья, к которому добавляют медицинский синтетический никотин. Такие изделия разрешены в Европе и Америке и рассматриваются в качестве приемлемой альтернативы для потребителей, которые не готовы окончательно распрощаться с зависимостью, но которые хотели бы отказаться от курения.

В государствах, где пэки не запрещены, к ним применяются строгие правила технического регулирования. Ограничена предельная концентрация никотина, чтобы на рынке не было излишне одурманивающих продуктов, ограничена возможность добавлять ароматизаторы, чтобы не привлекать молодежь, запрещена продажа несовершеннолетним. Словом, сделано все так, чтобы пэки оставались исключительно альтернативой для людей с уже сформированной никотиновой зависимостью. В некоторых странах Евразийского Союза (Белоруссия, Армения) государство также начало регулировать пэки по модели обращения табачных изделий. Схожие поправки в антитабачное законодательство готовятся и в России, а Евразийская экономическая комиссия уже начала работу над техническим регламентом для новых никотиносодержащих продуктов, где будут установлены требования и к пэкам.

Страны СНГ традиционно возглавляют рейтинги Всемирной организации здравоохранения как по числу курильщиков, так и по количеству выкуриваемых сигарет на душу населения. Казахстан – не исключение. И несмотря на то, что стоимость пачки сигарет постоянно растет, проблема потребления табака не решается. Подходить к решению столь важной социальной беды нужно комплексно, опираясь на опыт государств, которые уже прошли этот путь.

Сухая статистика подсказывает, что переключение потребителей – работает. 23 тысячи смертей — для Казахстана это огромная цифра, но снизит ли ее новый кодекс, единственная цель которого – спрятать табак и никотин от подрастающего поколения? Ведь болеют и умирают не молодые потребители. Если бы государство оставило для взрослых возможность переключиться с сигарет на те же пэки, то окончательной победы над завивисмостью, конечно, не произошло бы. Но вполне вероятно, что тысячи жизней были бы спасены, и множество случаев тяжелых заболеваний удалось бы предотвратить. Как это было, например, в той же Швеции, где государство придерживается концепции замещения потребления табака альтернативными формами употребления никотина со снижением вреда здоровью. В этой стране доля курильщиков снизилась до рекордных четырех процентов, а заболеваемость раком легкого – самая низкая в Европе. В США, где, как мы говорили, пэкам присвоен статус продукта со сниженным риском, официально разрешено информировать потребителей о том, что пэки снижают вероятность возникновения традиционных заболеваний курильщиков – рака легкого и эмфиземы. Это является сильной мотивацией для отказа от сигарет. Не пора ли перестать рубить с плеча? Возможно, стоит задуматься над тем, что принуждающая сила государства может быть настроена тоньше и эффективнее?