Казахстан
-2°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиОбщество10 июля 2020 4:01

Дорога до дома

За первые пять лет реализации госпрограммы «Нурлы жол» в Казахстане было отремонтировано 15 тысяч км автодорог областного и районного значения [газетная статья]
Источник:kp.kz
В этом году государство планирует отремонтировать и реконструировать 4 тысячи километров дорог местного значения. Фото: diapazon.kz

В этом году государство планирует отремонтировать и реконструировать 4 тысячи километров дорог местного значения. Фото: diapazon.kz

Но вопрос состояния дорог местной сети по-прежнему остается приоритетным.

Два года назад Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев поручил увеличить финансирование строительства дорог в регионах из республиканского и местного бюджетов. Таким образом, теперь на эти цели ежегодно выделяется не менее 200 миллиардов тенге. Помогает ли увеличение бюджета автодорожных проектов качественному состоянию самих дорог, особенно — на селе?

ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЕГИОНЫ

В этом году государство планирует отремонтировать и реконструировать 4 тысячи километров дорог местного значения. Такой приличный объем обусловлен в первую очередь увеличением финансирования.

— На развитие дорог местной сети в 2020 году предусмотрено 238 млрд. тенге, из них на дороги областного и районного значения — 184 млрд. тенге, на улично-дорожную сеть городов республиканского значения Нур-Султан, Алматы и Шымкент — 50 млрд. тенге, — сообщил заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Толеген Абдуллин.

По его словам, финансирование автодорожных проектов в регионах страны осуществляется на паритетной основе. Другими словами, часть средств выделяется из республиканского бюджета, часть — из местного. Причем, по идее, этот показатель должен соблюдаться в соотношении «50 на 50».

— В случае, если местные исполнительные органы пренебрегают поручением и не уделяют должного внимания развитию местных дорог, то в адрес данных акиматов направляются уведомления о приостановлении выделения целевых трансфертов из республиканского бюджета в случае неурегулирования паритетного финансирования, — отметил зампред комитета.

— И такие регионы у нас есть. К примеру, в этом году Атырауская область недофинансировала автодорожную отрасль на 24%, а Мангыстауская — на 16%. Стоит отметить, что в этой области находятся самые лучшие дороги. 93% местной сети — в хорошем и удовлетворительном состоянии.

Стране требуются качественные дороги даже в маленьких и отдаленных поселках. Об этом не раз говорил Елбасы. После его Послания в октябре 2018 года местный и республиканский бюджеты увеличили финансирование их строительства.

К примеру, для жителей Северо-Казахстанской области до конца года дорожники приведут в порядок 473 километра местных дорог. И это наибольшая протяженность охвата ремонтными работами по всей республике. В Туркестанской области до конца года будут введены в эксплуатацию более 360 километров отремонтированных дорог.

В Атырауской области в этом году самая низкая протяженность дорог, ремонтируемых за счет республиканского бюджета, — всего лишь 27 километров. В Павлодарской модернизируют порядка 300 километров, в Костанайской — 253 километра, а в Восточном Казахстане обновится 265 километров, 198 километров в Алматинской области, 195 — в Карагандинской. По 160 километров отремонтируют в Акмолинской и Актюбинской областях, а на западе страны сдадут в эксплуатацию 122 километра местных дорог, в Жамбылской области чуть меньше — 114 километров. В Мангыстауской области дорожники обновят 167 километров и в Кызылординской — 71 километр дорог местной сети.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Чтобы новые дороги не рассыпались через полгода, в дело вступают специалисты Национального центра качества дорожных активов Комитета автомобильных дорог МИИР РК. Если ранее, до прошлого года, шестнадцать областных дорожных лабораторий проверяли качество и боролись с недостатками только на республиканских дорогах, то сейчас Центр охватил проверкой все дороги общего пользования, в том числе и местные.

— Мы проводим экспертизу качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также осуществляем управление дорожными активами. Филиалы Центра представлены во всех регионах страны и городах республиканского значения, по-этому ни один регион не остается без внимания, — сказал генеральный директор Национального центра Замир Сагинов.

Согласно предоставленным данным, за пять месяцев этого года в рамках экспертизы по местной сети было осуществлено 853 выезда, в результате которых выявлено 1048 нарушений.

— На сегодня из этого количества не устранено 696 замечаний. Как правило, работа по устранению нарушений продолжается до момента их полного устранения. Наблюдаются ямочность, сегрегация и наплывы, колейность, продольные и поперечные трещины. Устраненных замечаний — 352, отобрано и испытано 3074 пробы дорожно-строительных материалов, — поделился результатами работы руководитель Центра.

К слову, специалисты сетуют на большое количество технических недочетов именно на автодорожных проектах в регионах страны. Подрядными организациями, задействованными на объектах строительства и ремонта дорог местной сети, допускаются систематические нарушения, связанные с недостаточной толщиной покрытия, нарушением технологии производства работ, и применение некачественного материала. Поэтому местным исполнительным органам Центр качества настоятельно рекомендует усилить контроль за исполнением проектов в своих областях.

В целом, до конца этого года власти обещают довести долю дорог местной сети, содержащейся в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 75%. Планируется, что к 2025 году этот показатель станет практически стопроцентным. Всего же за предстоящие шесть лет будут отремонтированы и введены в эксплуатацию 27 тысяч километров местных дорог. Таким образом, качественными дорогами в селах Казахстан сможет похвастаться в 2025 году. Но здесь также есть свои нюансы. Эксперты уверены, что для результата необходимы слаженная работа и взаимодействие всех сторон, как уполномоченных ведомств, так и местных акиматов. А еще важны порядочность подрядчиков и постоянный контроль. Ведь, как говорится — доверяй, но проверяй.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz