Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиПолитика8 декабря 2021 6:47

Новый Шелковый путь превращает Центральную Азию в экономический центр Евразии

Источник:kp.kz
-

-

Строительство железной дороги по маршруту Китай –Кыргызстан – Узбекистан длиной в 268 км, соединяющей китайскую железнодорожную сеть с железнодорожной инфраструктурой Центральной Азии (ЦА), могло бы сократить путь товаров из Китая в страны Европы на расстояние около 900 км, и обеспечить желанный выход на более широкий рынок Южной Азии через ЦА. Что это значит?

Региональный транспортный узел

С учетом географических условий региона именно через Афганистан лежит самый короткий путь из Центральной Азии к портам Индийского океана, однако же реализацию проекта затрудняет сложная внутриполитическая обстановка в Афганистане. На мой взгляд, если бурное развитие переживает внутренняя и внешняя торговля Афганистана и реализуются масштабные инфраструктурные проекты по инициативе ее соседних стран, то региональная ситуация продолжает идти в сторону улучшения.

Такие инфраструктурные проекты включают железнодорожную магистраль «Термез (Узбекистан) – Мазар-и-Шариф (Афганистан) – Кабул (Афганистан) – Пешавар (Пакистан)» – так называемый Кабульский коридор. Годовой потенциальный объем грузоперевозок составляет 2000 млн тонн. Напомню, что в настоящее время построенный Узбекистаном железнодорожный отрезок Термез – Мазари-Шариф уже действует.

Магистраль в Пешавар протяженностью 573 км будет пересекать Гиндукуш в том месте, где высоты перевалов достигают более 3500 м над уровнем моря. Данный отрезок предоставит возможность присоединиться к пакистанской сети железных дорог, соединит Южную Азию с Центральной Азией, Россией и Китаем. Прокладка новых железных дорог означает, прежде всего, получение сухопутного выхода к морским портам Пакистана – Гвадар, Карачи и Касим на побережье Индийского океана.

Этот маршрут может сократить время перевозки из Центральной Азии в Пакистан с 30 до 15 дней и снизить транспортные расходы на 30-35%. Эксперты заявили, что порт Гвадар предоставит ЦА самый короткий и самый экономичный морской выход в океаны. Расстояние перевозки грузов и стоимость транспортировки могут быть сокращены на 50% и 30% соответственно, по сравнению с маршрутом из ЦА в иранские порты.

Новые железные дороги

Стоит подчеркнуть, что древний город Мазари-Шариф, расположенный на севере Афганистана и на границе с Узбекистаном, вскоре станет региональным транспортным узлом. Отсюда может быть построена новая железная дорога в город Герат, который находится на северо-западе Афганистана на границе с Ираном, это будет очень привлекательно. В частности, Иран и Афганистан открыли железную дорогу Хаф – Герат.

Иранское правительство начало строительство двухпутного маршрута Хаф – порт Чабахар, имеющего прямой выход к Индийскому океану. При этом, индийские компании также заинтересованы в строительстве глубоководного порта, рассматривая его как лучший плацдарм для переброски грузов из Индии в страны Центральной Азии, а затем в Россию и Европу. В 2002 году Индия и Иран подписали соглашение о превращении порта Чабахар в полноценный глубоководный порт. За последние несколько лет Индия вложила в проект более 700 млн долл. США. Порт Чабахар обладает большой привлекательностью. Он расположен на берегу не Персидского залива, а Аравийского моря, то есть для выхода в Индийский океан судам не надо проходить через Ормузский пролив. Таким образом, значительно снижаются транспортные расходы.

В связи с этим для соединения Центральной Азии с Чабахаром необходимо построить железную дорогу протяженностью около 730 км из Мазари-Шарифа в Герат.

Как известно, Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), простирающийся от города Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР до порта Гвадар в Пакистане, является одним из важных крупномасштабных инфраструктурных проектов в рамках инициативы «Пояс и путь». В Пакистане прогнозируют, что КПЭК сможет создать более 2,3 млн рабочих мест с 2015 по 2030 г., и повысит среднегодовой экономический рост страны на 2–2,5%. Коридор обеспечит выход странам Центральной Азии к порту Пакистана по железной дороге. Тем не менее, железнодорожная магистраль «Китай – Киргизия – Узбекистан» – это кратчайший путь из ЦА в порт Пакистана через КПЭК.

Было предложено создать три следующих проекта: Китайско-пакистанский экономический коридор будет строить транспортную и энергетическую инфраструктуру и модернизировать порт Пакистана; Индия и Иран создадут транспортный коридор с использованием Чабахара и вместе приложат усилия для модернизации порта; страны ЦА также построят железные дороги в Пакистан через Афганистан.

Вскоре Центральная Азия соединит Восток и Запад через эффективный Евразийский сухопутный мост, и в то же время она станет транзитным узлом, соединяющим новые железные дороги между севером и югом. Географический центр Евразии ЦА превращается в логистический центр для всего евразийского континента. Если удастся реализовать эти проекты, то настанет время, когда Центральная Азия станет процветающим экономическим центром. Мы с нетерпением этого ждем!

Джоомарт Оторбаев, бывший премьер-министр Кыргызстана, профессор института «Пояс и путь» Пекинского педагогического университета

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz